Что я могу сказать про книгу Сергея Половского и Романа Козака, которая вышла в издетальстве Манн, Иванов и Фербер в 2012 году?
Могу сказать, что прочитала ее. Более того, прочитала очень быстро и с легкостью. Не могу сказать, что с дикой и неподдельной увлеченностью, но все-таки с интересом.
Эта книга - попытка написать биографию Пелевина. Учитывая то, что это практически невозможно ввиду отсутствия фактических данных. Именно поэтому авторы собрали субъективные и обрывочные мнения/впечатления/воспоминания о Пелевине. Если честно, я ждала чего-то более крамольного, но так и не дождалась. Ни одной (!) сенсационной или обличительной нотки. К сожалению. Все достаточно чинно-мирно. Но что-то новое про Пелевина я все-таки узнала. Например, что он жил целый год в буддистских монастырях, оказывается; что закончил непонятно какой институт; узнала, с кем дружил и с кем общался; чем занимался на заре своей молодости... В общем, все-таки наиболее интересной была информация, которая касалась жизни Пелевина и немногочисленных людей из его жизни... Там, где авторы книги пытались анализировать произведения Пелевина, становилось откровенно скучно читать. На глубокий анализ, конечно, претензий не было, а поверхностные комментарии из разряда "для тех, кто прочитал все книги Пелевина" совсем не вдохновили.
Из запомнившегося (короткий дайджест по книге, скажем так):
1) " Была середина 90-х: Белый дом, сериалы, бандиты, кокаин. Стало: Белый дом, сериалы, бандиты, кокаин, Пелевин. Обычная история. "Битлз" тоже поначалу думали, что живут в 60-х, а не делают их"
2) Понравилась глава с паралелями между Пелевиным-затворником и другие знаменитостями. Например, оказываеется, Грета Гарбо перестала сниматься в 36 лет и с тех пор не дала журналистам ни одного интервью. До самого конца жизни. При этом она жила в гостиничных апартаментах, у нее не было собственного дома. Селенджер же написал свое последнее произведение в 48 лет и добровольно отправился в "заточение". При этом наложил запрет на публикацию своей переписки или чего бы то ни было еще... А вот с Марлоном Брандо произошло обратное: после того, как он снялся в главной роли в "Кретсном отце" (1972 г.), он ни разу не заплатил по счету в ресторане самостоятельно!
Пелевин - затворник. Он наложил запрет на свою собственную жизнь...Слава богу, что не на творческую. Это все, что я могу сказать.
3) Для меня стала большой новостью история про две версии текста "Ампир V". Оказывается, в 2006 году произошла скандальная история. В сеть был "вброшен" текст с припиской "Это ворованный новый Пелевин". Чуть позднее действительно вышел роман "Емpire V", дополненный и существенно отредактированный. До сих пор не ясно, было то действо суперпиаром или же действительно кто-то своровал рукопись.
4) "Когда целое больше суммы частей". Так можно сказать и про "Битлз", и про любой удачный брак, и про Пелевина.
Это не дословная цитата, это краткое изложение мысли, которая приглянулась очень.
5) Однажды встретились на приеме Чарли Чаплин и Эйнштейн. "Вы великий человек, - сказал Эйнштейн - ваше кино понимают все в мире". "Нет, это вы великий человек, - сказал Чаплин Эйнштейну - вашу теорию относительности не понимает никто".
Пелевин тоже великий. Его величие в книгах-палимпсестах, где каждый понимает то, что может прочитать в наслоенных друг на друга смыслах.
Вот такая книга про СуперПелевина. Обрывочная, субъективная, местами метафоричная и актуальная. В ней актуальные персонажи, актуальные истории, актуальные мысли.
Ставлю плюсик себе за ее прочтение. "Записываю"под корку парочку ценных мыслей, которые она навеяла, говорю "спасибо" (кому? -тому).