Читан только один фанский отзыв и два коротких профессиональных, в любом случае, постараюсь не повторяться.
(Я смотрела каст Камамбер!Франкеншетейн и Миллер!Creature)
Спектакль поставлен качественно, держал в драматическом "весьввнимании" даже меня, а главное, о чем почему-то ни у кого не видела, - он захватывающ аудиовизуально. На этом восхищения заканчиваются.
Про режиссера никто ничего не пишет, наверное, он всем знаком до ручки, а я, даже стоя на соседней ступеньке, не врубилась, что рядом полубог. А велик Дэнни Бойл своей арт-работой в королевском театре и внезапным выпадением в большое кино: на его счету знаменитая в Британии «На игле» с тем же Джонни Ли Миллером, сказочно красивый «Пляж» (помните Дикаприо, сразу после «Титаника» выплывшего на пляж? красота!) и принесший режиссеру «Оскара» мумбайский «Миллионер из трущоб». Имхо, фильмы у него разноплановые сюжетно и разные по манере исполнения, и это как-то антитарантиновски интригует. Вот, после признания в Голливуде режиссер решил вернуться в театр. Сразу в Национальный, с амбициозным проектом, сработанным Ли Миллером и вышедшим на сверхновый уровень Камбербатчем. Какие декорации Бойл устраивал в Royal Court Theatre и Joint Stock Theatre Company, Википедия умалчивает, но Франкенштейн радует воображение и глаз безмерно.
У спектакля несколько пространств: декорации и актеры на сцене, многоярусное полотно из лампочек под потолком, "силы природы", колокол над зрителями и драматические лучи от осветителей. Каждый элемент сработан идеально.
Первая сцена. Яйцо (по другим данным, барабан), из которого "вылупляется" Creature. Цвет, фактура, подсветка.
Рождение существа, его попытки совладать со своим телом и открыть глаза сопровождаются офигенной игрой света: под потолком настоящее полотно из лампочек разного размера и формы, они висят на немного разном уровне, и в разных ситуациях загораются по-разному: вспыхивают все разом (у героя шок, зрители тоже ослеплены), одна за другой, по очереди, пульсируют, то большие, то маленькие, гаснут рывками, обрываются. Светят теплым желтым светом, таким, по-достоевски болезненным. Дополняют эмоционально сюжет безупречно, даже неожиданно.
Как житель печальных болот, я поразилась, когда с потолка на Creature полился вполне настоящий дождь. Камешки, которыми бросались жители, были мелкие, но все же такие камушки! Но до чего классно мне стало, когда снег тоже оказался настоящим! Он падал абсолютно естественно, наметался в кучки и, поражая меня до глубины души, таял. Так что факелам с настоящим огнем я уже не удивилась. Однако, поджог хижины на сцене в натуральную величину нам не показали, но и это сработано было классно: чудовище помахало реальным огнем по периметру декораций, и от них поднялся неслабый дым с отличной серо-красной подсветкой.
Колокол. О, этот колокол. Он выполнял функцию чеховской струны. То есть, вот как любит Аронофски, эмоционально добивал, бессмысленно и беспощадно. Когда зрителю и так хреново, колокол, висящий прямо над ними, издавал неслабый колокольный "БУМ!" и все подпрыгивали и ахали.
Ну и, конечно, слава осветителям. У них луч не бегал и не дрожал, а падал, когда надо и куда надо, и очень красиво оттенял путь героям, или снизошедшую идею, или пафосно выставленную кисть Камбербатча.
Самое главное (не знаю, находка ли режиссера, или в этом зале по жизни так) - это выворачивающаяся сцена. Она фантастическая. В то время как у нас декорации бухаются сзади одни за другими, а столики и домики вывозят в паузах, тут все было офигенно: кругляк в центре зала вворачивался и выворачивался, как гигантский шуруп. Пока одна половина с замершими на ней актераи уходила под землю, поднималась другая, с комнатой и кроватью, потом комната закручивалась вниз, и так далее, и это было роскошно!
Наконец, маленький реверанс стимпанку: использован только раз, в самом начале, когда жители впервые видят Creature и забрасывают урода камнями. Очки, паровоз, одежда, музыка - чуть-чуть не скатились в мюзикл, но было круто. И конечно, как можно обойтись без кусочка стим-панка и истории про биоробота :)
Что касается звука, то все просто: есть колокол, драматическая музыка, песенки в исполнении бэкграундных актеров, и голос Камбербатча. Голос реально впечатляющий - он единственный, как их учат в театральных, сотрясал каждой репликой весь зал насквозь, успевая при этом интонировать и дрожать голосом. До смешного: когда мальчика убили и все укоряли Франкенштейна, что ему вроде пофиг, а ведь горе какое, страдальческий драматический голос выдавал только Бен.
Скажу только раз, чтоб не повторяться: спектакль поставлен на двух актеров, остальные отрабатывают фоном и смотрятся довольно серо (за исключением папаши Франкенштейна, лысого улыбчивого негра, который совсем не мог хмуриться, и говорил таким растаманским напевом, что ну очень просился отсюда обратно в мюзикл - этот мискаст ака национальный реверанс заметили абсолютно все, с кем я говорила).
Два солирующих актера очень хороши. Конечно, интересно сравнивать обе версии постановки, но у Миллера движения жесткие, его чудовище иронично и комично, зло и гротескно. Кабербатч движется плавно и выверенно, очень по-театральному, чудесно подпрыгивает в беге, как какой юный Вертер. Имхо, Миллер в роли Франкенштейна должен быть менее подвижным, таким тоже... резким и опасным. А Камбербатч весь такой коварный :) Это я да, намекаю на внешнее сходство с Онегиным, просто неприличное :) Помните, как Пушкин Онегина своего ручкой перьевой вычерчивал? Вот такого Камбербатча нам Бойл и срисовал, в сюртуке, с баками и укладкой. Только что без трости и шляпы.
Судя по отзывам после press night, Миллеру действительно лучше удается Creature, а Камбербатчу, ясное дело, безумный гений-ученый. Предположу, что первому не хватает интеллектуальности (даже в "adorable fluffy wig"), а второму - основательной коренастости и брутального подбородка. В то же время догадываюсь, что Камбербатч даже при недостатке сценарных возможностей способен привнести в роль Creature трагизма и двуликости, которые у Миллера едва чувствуются - перевешивает физическая комедия. Об этом догадываюсь по единственному прочтенному отзыву: девушка обратила внимание на то, что Creature старается перенимать позы всех людей, которых видит, а со своим создателем вообще становится в зеркальном отражении. Видимо, у Камбербатча это получается изящно-заметно, в то время как Миллер это делает по ходу и неточно, так что внимание я на это обратила, только зная, что надо искать.
Сценарий. Сценарий выжимает из милой Мэри Шелли некую физиологическую субстанцию из рефлексов и больших жестов, с парой пафосных монологов (хороших, торжественных таких, про бога, сохранивших наивность оригинала) и концентрированным, часто до комичности, повествованием. Конечно, смешного ничего в свернутых шеях нет, но то, как скомканно это было показано, то ли передает стиль оригинала, то ли неспособность всех присутствуюхих на сцене актеров показать трагедию. Скорее всего, первое :)
Последняя сцена, которая типа в Сибири, очень хороша. Кто читал, тот поймет. Бен в шубе и с кровавыми губами the way better than Jonny. Кто видел фотки, тот знает :) Сыграна последняя сцена обоими безупречно. Меня малость трясло и хотелось увидеть это снова. И было мало реплик и декораций, и было до дрожи холодно и трагично, и именно таким и должен быть театр. Всем спасибо х)
апд.
Click to view