«Семь уровней рекурсивной рефлексии», второй уровень у журналистов, третий - у философов

Aug 15, 2013 01:57

Оригинал взят у seregil_talin в «Семь уровней рекурсивной рефлексии», второй уровень у журналистов, третий - у философов

Выготский выделял шесть уровней рефлексии.

Далее его теорию развили.

А на каком уровне вы?

Так, интересными мне показались мысли В.Сысуева.
Вадим Сысуев:  «Семь уровней рекурсивной рефлексии»
"В теории игр есть понятие "ранг рефлексии" - количество циклов "я понимаю, что ты понимаешь, что я понимаю, что ты понимаешь...", которыми обычно пользуется игрок.
Человек может не осознавать, осознавать свое поведение, может не осознавать, что он осознает свое поведение, может осознавать, что сознает свое поведение и т.д. Можно выделить следующие уровни осознания или уровни рефлексии:
1. Неосознанное поведение. Человек действует автоматически, не отдавая себе отчет о причинах своего поведения.
2. Осознание мотивов, причин и символики своих поступков. Человек задумывается о причинах своего поведения.
3. Рекурсивное осознание того, что он осознает мотивы и причины поступков. Осознание континуальности рефлексии вглубь (по уровню).
4. Осознание того, что 3-й уровень рефлексии - финальный. Рекурсивность осознана, размышления о рефлексии завершились. Шперрунг. Остановка размышлений.
5. Обнаружение что после финального 3-го уровня рефлексии все же, так или иначе, появился 4-й. Таким образом происходит осознание, что и 4-й уровень не финальный, тем более, что мы размышляем о нем уже на 5-м уровне.
6. Осознание того, что финала рекурсии нет, механическое повторение "осознаю что осознаю что осознаю" бесконечно, однако появилась мета"рефлексия. Осознание континуальности рефлексии как вглубь (по уровню) так и вширь (качественные изменения рефлексии). Это подтверждается наличием уже пяти уровней рефлексии и этот шестой.
7. Осознание того, что качественные изменения рефлексии возможно и бесконечны, но они суть не более чем качественные изменения. Разнообразие уже исчерпано, и я могу только повторяться как количественно так и качественно. Ведь добавление лишней приставки "мета" к слову "мета"мета"мета...рефлексия" уже не даст принципиальных изменений рефлексии. Если рефлексия может изменяться только количественно и качественно и больше никак, то этот пункт РЕАЛЬНО финальный, так как даже он не отличим от предыдущих (по крайней мере он также мета"мета"рефлексивен). Кроме количества и качества рефлексия может обладать еще какими-то параметрами, которые НЕ качественно и НЕ количественно отличают новую рефлексию от старой. И эта новая рефлексия НЕ является мета«рефлексией» Поскольку рефлексия, не являющаяся мета"рефлексией, по видимому, уже не является рефлексией, и мы выходим за саму тему обсуждения, называемую "уровни рефлексии", объявляю этот 7-й пункт последним оригинальным пунктом темы".

Г.А. Балл понятие рефлексии рассматривает "в контексте традиций анализа сознания, сложившихся как в рамках деятельностной парадигмы, так и в американской гуманистической психологии".

Далее отрывок из статьи: Балл Г.А. Категория рефлексии в контексте анализа сознания субъекта. - С. 27-30// В Сб.: Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VII Международного симпозиума 15-16 октября 2009 г., Москва / Под ред. В.Е. Лепского - М.: Когито-Центр, 2009. - 272 с.

"Согласно одному из постулатов последней (см., например, [1]), «human beings are aware and aware of being aware - i.e., they are conscious» (люди осведомлены и осведомлены о том, что они осведомлены,- т.е. они сознательны). Конкретизируя этот тезис, будем считать пред¬ставленное в сознании человека знание о любом объекте А (Conscious knowledge of А) системой, состоящей из двух подсистем: а) осведомлен¬ности об А (Awareness of A - модели, в широком понимании, несущей информацию /более или менее адекватную/ об А); б) модели, несущей информацию о наличии такой осведомленности. Итак,
Conscious knowledge of А = Awareness of A + Awareness of (Awareness of A)                                          (1),
т.е. представленное в сознании знание является рефлексивным (ср. трактовку рефлексии В.А. Лефевром как «способности некоторых систем строить модели себя и одновременно видеть себя строящими такие модели»).

Формула (1) непосредственно описывает рефлексию 1-го порядка, при которой сама рефлексивность знания, вообще говоря, не становится предметом осознания (ср. проанализированную трактовку осознания Л.С. Выготским). Между тем, нормально развитые взрослые люди способны и на рефлексию 2-го порядка, описываемую формулой:
Conscious knowledge of (Conscious knowledge of А) = Awareness of (Conscious knowledge of А) + Awareness of (Awareness of (Conscious knowledge of А))                                                                                                                     (2),
где Conscious knowledge of А расшифровывается согласно формуле (1).

Такая рефлексия составляет неотъемлемую сторону деятельности ученых, писателей, журналистов и т.п.

В деятельности же философов и методологов (а также психологов, исследующих мышление, сознание, рефлексию) существенна и рефлексия 3-го порядка, которую легко описать по введенному выше образцу.

В целом представленная рекурсивная схема демонстрирует как всеобщность применимости понятия рефлексии к психологии человека (что позволяет говорить о категории рефлексии), так и важность различения разных уровней рефлексии".

МОЁ, перепост, френд-политика, психология, умные мысли

Previous post Next post
Up