Оригинал взят у
ni_kolenka в
Дэвид Вейс «Нагим пришел я» Очень давно хотела написать этот пост, как только прочла саму книгу. И даже не предполагала, что здесь может быть не отдельный пост, а цикл. Ведь поездка в Париж из-за сложностей оформления шенгенской визы и загрузки на работе казалась совершенно нереальной. Но книга оставила сильное и хорошее впечатление.
Главный герой книги - Огюст Роден. Роден - личность сложная. Он великий скульптор, творческий человек, причем чувствовал свое призвание с младенчества. Это почти автоматически означает, что ему было нелегко отстоять право идти своим путем, и с другой стороны в силу упертости характера, резкости суждений и эгоцентризма, вызванного задачами самореализации, с ним было очень и очень сложно близким людям и друзьям.
Портрет Родена кисти Жана Лауренса (взято отсюда
http://izoselfportrait.narod.ru/simple149fran.html))
Однако Дэвид Вейс смог о нем написать так, что к Родену относишься, как к родственнику. Сочувствуешь ему во всех жизненных передрягах, прощаешь ему некрасивые поступки и любишь его, таким, как он есть. И автор к своему персонажу относится точно также. Если, например. сравнивать с книгой Рейфилда о Чехове, то, несмотря на то, что по шкале «гуманное отношение к людям» Чехов намного человечнее Родена, Рэйфилд подмечает те обстоятельства и поступки, где Чехов выступает не в лучшем свете и подчеркивает их. А Вейс, описывая подобные поступки Родена, всегда его защищает, или, по крайней мере, старается быть беспристрастным.
Может быть, из-за того, что сам Вайс -американец, в книге подчеркивается идея семейственности. Роден общался со многими знаменитостями мира, но о них в романе рассказывается по касательной, однако в душу западает, как любил Роден родителей, как в последний раз встретился с сестрой, которая стала падшей женщиной, как приходил перед смертью к тете.
Очень здорово в романе описан отец Родена. Для того чтобы подчеркнуть теплоту отношений между знаменитым скульптором и его отцом в романе отца называют Папой. Он был родом из простых нормандских крестьян, всю жизнь мечтал о своей земле, но понимал, что такая мечта неосуществима и поэтому переселился в Париж. Как я теперь понимаю. семейство Роденов жило в районе Латинского квартала, однако тогда это было не центром города, а настоящей трущобой. Хотя из окон пятиэтажного дома, где они на самом верху снимали квартиру , были видны купола Пантеона.
Роден по нормандки означает «красный» и Папа, да и сам Роден был коренастым, рыжеволосым мужчиной с крупными чертами лица. Папа был неграмотным, однако считал, что сделал карьеру в Париже, дослужившись до курьера в полиции. Из всей семьи умела читать и писать только тетя Тереза, сестра отца. Она и заполняла бланк при регистрации младенца.
Папа отличался практичностью и главной его мечтой было, чтобы сын вырос благочестивым, сильным и добился хотя бы небольшого чина. Для этого он должен был научиться грамоте. Маленький Огюст учился сначала в школе ордена иезуитов, потом в Бовэ в школе своего дяди. Однако успехи в учении у него были весьма скромными, и дядя считал его тупицей. Однако мальчик, не переставая рисовал, если ему в руки попадали карандаши. Папа, как мог, боролся с этим увлечением, порол будущего скульптора, бросал рисунки в печь и, разумеется. Был в шоке, когда сын заявил, что хочет учиться рисовать. Ведь отец надеялся, что он научится какому-нибудь ремеслу.
Однако Огюсту помогла сестра Мари, она уже работала и сказала, что будет оплачивать его учебу. Так и произошло. Огюст очень любил Мари. К сожалению, она рано умерла, и скульптор так тяжело это переживал, что он поступает послушником в монастырь Ордена Святого Причастия. Но настоятель монастыря отец Эймар горячо поддерживал Родена в его стремлении стать скульптором в этот тяжелый для него период жизни. Роден создает его скульптурный портрет и покидает стены монастыря в 1864 году.
Огюст Роден. Бюст отца Эймара (взято здесь
http://nathalie-zh.livejournal.com/56257.html)
Позднее отец примирился со стезей, избранной Роденом. Вот он позирует для первой самостоятельной скульптурной работы Родена. Бюст отца он вылепил, чтобы представить его на вступительный конкурс в Школу изящных искусств.
«В следующее воскресенье Папа облачился в свой самый яркий синий шерстяной жилет, чтобы глаза его стали совсем голубыми. Он глубоко огорчился, когда Огюст даже не прикоснулся к глине, а полдня употребил на то, чтобы черным и красным мелом набросать папину голову на энгровской бумаге. Папа отказался позировать дальше, но в следующее воскресенье Огюст пообещал начать ленку, н он позволил уговорить себя. И хотя он явно-сердился, тем не менее был явно польщен. Он сидел прямо и неподвижно, подобно тем памятникам Наполеону Бонапарту, которые он так обожал, пока, наконец, Огюст не сказал:
- Папа, ты держишься неестественно. Так ничего не получится!
Папа восхищался проворством и стремительностью, с каким сын paскатывал на столе шары глнны и затем быстро начинал лепить. Руки Огюста словно жили сами но себе, в одно мгновение кусок глины оказывался у него между ладонями и пальцы тут же разминали ее. Это было похоже па трюки фокусника. Но Пaпа был не дурак, он знал, что ему следует держаться солидно.
Похоже было, что из этой затеи с позированием Папы ничего не выйдет. Чем больше Огюст уговаривал отца держаться свободнее, тем больше тот деревенел. Наконец, когда, казалось, всякая надежда была потеряна, Огюст приказал отцу сидеть смирно.
Папа был потрясен: как смеет его плоть и кровь говорить с ним гаком топом! Но в голосе этого мальчишки была такая властность, что он притих.
И тогда Огюст всунул Папе в рот раскуренную трубку. Папа обожал свою трубку. Попыхивая трубкой. Папа расслабился, и лицо его приняло естественное выражение.
Опост немедленно принялся за дело, и Папа был уверен, что пройдет час-другой, и его портрет будет готов. Огюст, казалось, уже совсем закончил нос и губы, но вдруг остановился и сказал:
- Все не то. Они слишком аристократичны.
Папа оскорбился: он предпочел бы, чтобы они остались именно такими.
Но Огюст, не обращая внимания на Папины протесты, быстро уничтожил н нос и губы, с тем чтобы начать лепить все заново в следующее воскресенье».
Фото бюста отца взято из блога
http://nathalie-zh.livejournal.com/56257.html Огюст был нежно привязан и к матери, но о ней в книге Вейса меньше, чем об отце. Родители всегда его поддерживали, например, взяли на себя заботы по воспитанию внука, чтобы он не отвлекал скульптора во время ваяния.
Самое трудное время они пережили во время войны с Германией и во время Парижской коммуны. Роден тогда работал в Бельгии и изредка присылал им деньги. Мама Родена была больной и слабенькой и не смогла дожить до возвращения сына. Похоронили ее в общей могиле, поскольку на отдельную у семьи не было денег. Отец надолго пережил мать. И на смертном одре (по книге Вайсса) уговаривал сына пообещать, что он женится на Розе Бере.
И вот подходим к теме «Женщины в жизни Родена». Вообще-то, их было достаточное количество. Став во второй половине жизни известным и востребованным скульптором, Роден, как говорится, ни в чем себе не отказывал. Однако были две, наиболее значимые в его жизни женщины.
Первая - Роза Бере, которая была рядом с Роденом на протяжении всего его жизненного пути. Она родила ему сына, отдала все свои сбережения на то, чтобы он смог снять себе первую мастерскую, обеспечивала быт и тылы скульптора, ухаживала за его родителями, когда они стали больны и немощны, и в то самое трудное время во время войны и Парижской коммуны вся семья держалась именно на ней. Она скопила денег и на обратную дорогу для Родена из Бельгии во Францию. Она терпела всех многочисленных пассий и содержанок Родена, когда он разбогател. И в благодарность за все это он представлял ее , как экономку друзьям и знакомым, практически никуда не выезжал с ней. Сына своего тоже признал уже тогда, когда тот был практически взрослым. Хотя родители приняли его и Розу сразу и во внуке души не чаяли. И расписался официально он с Розой за две недели до ее смерти. А через полгода умер и сам.
Здесь изображена скульптура Родена «Миньон», для которой натурщицей была Роза Бере (взято здесь
http://nathalie-zh.livejournal.com/56257.html).
Вторая женщина, оставившая след в жизни Родена, - это выдающаяся женщина-скульптор Камилла Клодель. Вначале она была его ученицей, и безусловно, ее появление в жизни Родена внесло новый импульс в его творчество. В период знакомства с Камиллой, которая стала его любимой, музой, наперсницей и коллегой, созданы наиболее одухотворенные, и наполненные страстью всемирно известные работы Родена, такие как «Поцелуй» и «Вечная весна». Некоторые источники даже утверждают, что в тандеме Клодель-Роден ведущей и направляющей силой в творческих исканиях была именно Камилла. Однако несмотря на то что они оба, казалось бы, идеально подходили друг другу, Роден не оставил Розу Бере.
По сути, Роден растоптал чувства женщин, любивших его наиболее сильно. Но если Роза принимала его таким, как есть, то Камилла не могла смириться с тем, что она должна делить с кем-то любимого. И последовал окончательный разрыв в 1893 году. Она так мучительно переживала этот разрыв, что у нее начались психические расстройства. Вот что пишет Википедия. «С 1905 года Камилла Клодель страдает нервно-психическими расстройствами. Она уничтожает почти все из своих работ и, как полагают некоторые, проявляет признаки паранойи. Ей был поставлен диагноз: шизофрения. Она справедливо обвиняет Родена в краже её идей». С 1913 года семья помещает Камиллу в психиатрическую лечебницу, из которой домой она уже не возвращается.
Фото Камиллы Клодель, взятое из Википедии.
Однако этого нет в романе Вейса. Интересно то. что зная эти факты из жизни Родена раньше, я была очень против него настроена и считала его просто монстром. Однако Дэвид Вейс так сумел рассказать о нем в своем романе, что в великом скульпторе видишь не то, чем он третировал близких к нему женщин, а то, за что они его любили. Тем не менее судьба Родена очень показательна с точки зрения исследователя гендерных проблем. Отношение Родена к браку, к женщине - пример ничем не замутненной маскулинности. Интересно было бы прочесть об этом комментарий или пост психолога, занимающегося анализом межличностных отношений. Например, Иры Зориной
ira_zorina.
Вам, наверно, смешно это читать, потому что отношения с родственниками - это не самое главное, когда читаешь о гении. Разумеется, для творца основное - жизнь в искусстве. И Вайс описывает появление первых значительных работ Родена: «Человек с перебитым носом», «Бронзовый век», «Иоанн Креститель», «Врата ада», над которыми он трудился всю жизнь, но так и не завершил. У некоторых из его произведений была очень тяжелая судьба, поскольку их не сразу принимала общественность. Например, знаменитые «Граждане Кале», за которых очень долго не хотел расплачиваться муниципалитет города, но которые в конце концов были выставлены и имели успех. Почти скрупулезно Вейс исследует и обстоятельства тяжбы Родена с Обществом французских литераторов, которое очень долго не могло дождаться от скульптора выполнения своего заказа на памятник Бальзаку, а дождавшись, отвергло его.
И, пожалуй, те страницы Вайсса, где он повествует о творческих исканиях Родена не менее увлекательно написаны, чем рассказы о его взаимоотношениях с близкими и друзьями. И еще очень подошел мне ритм. в котором написана книга. Он не лихорадочный, как в боевиках, но достаточно занимателен. Книгу легко отложить, но приятно было к ней возвращаться.
Заканчивается книга Вайсса творческим завещанием Родена молодым художникам и скульпторам. И я тоже завершу этим свой пост. Однако, надеюсь, что продолжу еще эту тему в своем блоге, где хочу рассказать о парижских впечатлениях от встреч с Роденом.
«Искусство требует смелости. Когда планы определены, все найдено. Детали рождаются и размещаются затем уже сами собой. Никогда не мыслите в поверхности, а в глубину. Искусство есть не что иное, как чувство, но без знаний, чувство будет парализовано.
Будьте глубоко и непримиримо правдивы. Никогда не бойтесь выразить то, что вы чувствуете, даже если ваши мысли противоречат общепринятым. Быть может, вы не сразу будете поняты. Но ваше одиночество будет очень непродолжительным. Скоро появятся у вас друзья, ибо то, что глубоко истинно для одного человека, истинно и для всех. Никаких кривляний, никакого притворства для привлечения публики. Больше простоты и естественности.
Самыми прекрасными сюжетами являются те, которые нам знакомы лучше всего. Настоящий мастер тот, кто своими глазами смотрит на окружающее и кто умеет находить красоту даже в обычных, не останавливающих внимания явлениях.
А плохие художники всегда смотрят сквозь чужие очки.
Самое главное для художника - быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом - художником. "Истинное красноречие смеется над красноречием", - сказал Паскаль. Истинное искусство смеется над искусством.
Принимайте справедливую критику. Вы легко ее распознаете. Справедлива та критика, которая подтверждает одолевающие вас сомнения. Но не поддавайтесь критике, которой противится ваше сознание.Не бойтесь несправедливой критики. Она вызовет негодование ваших друзей, заставит их задуматься над сочувствием, какое они питают к вам, и они еще решительнее будут выражать это сочувствие, когда глубже осознают мотивы ее.
Если ваш талант нов, не рассчитывайте вначале на большое число сторонников; наоборот, у вас будет множество врагов. Но не падайте духом. Восторжествуют первые, ибо они знают, почему они любят вас, вторые же не думают над тем, почему вы им ненавистны: первые - страстные поборники правды и неустанно вербуют новых приверженцев, вторые не проявляют ни малейшего усилия, чтобы отстоять свое ложное мнение; первые твердо стоят на своем, вторые держат нос по ветру. Победа правды несомненна.
Страстно любите свое призвание. Нет ничего прекраснее его. Оно гораздо возвышеннее, чем думает обыватель. Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию: самая высокая награда для него - радость творчества. Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.
Искусство - прекрасный урок искренности. Подлинный художник всегда выражает то, что думает, не боясь растоптать существующие нормы. Тем самым он учит искренности себе подобных».