Оригинал взят у
sofyst в
Подражать старости в юноше - и юности во время старостиЗакончил читать «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского. И в целом понял, что книга гениальная, хоть и написана частично сложным языком. По мудрости она даже достигает где-то уровня «Дао дэ цзин» Лао Цзы. Вот такие цитаты оттуда я выделяю:
«К вещам доступ труден, даже к самым легким, вроде грамматики, а мнения усваиваются легко и просто, и их одних с избытком хватает для достижения счастья».
Вот эта мысль верна для меня. Как я замечаю, все больше основываю свои представления о чем-то на том, что думают об этих вещах другие, авторитетные для меня люди. Читаю и смотрю интервью, задаю вопросы опытным знакомым. И вот думаю, в чем корень такого моего поведения.
Так действительно легче жить, но в итоге обнаруживается громадный недостаток собственно знаний. Другие люди эти знания получили. Мне же нужно их приобретать, и это не самый легкий процесс. Хотя, как я, кажется, где-то уже писал, Гоголь взялся за самообразование во взрослом возрасте, перед написанием Мертвых душ, чтобы закрыть пробелы в знаниях.
Насколько труден доступ к вещам, можно судить по разным показателям. Есть некая статистика, по которой определяется, насколько человек достиг мастерства в музыке. К примеру, если он отыграл столько-то тысяч часов, как Моцарт или Бетховен, то он уже овладел инструментом. Точных цифр не помню, но в сумме выходило несколько лет упорных занятий по нескольку часов в день. И это для признанных гениев.
Хотя вот такие строки, в тему опыта других, пишет святитель Григорий Нисский: «Такого мужа поставь себе правилом в житии; такого Бог поставил образцом нашей жизни. Пусть он будет тебе образцом божественной жизни, как для кормчих - вечно сияющие звезды: подражай и старости его, и юности, или, лучше, подражай старости в (теле) юноши - и юности во время старости». По примерам, на которые я ориентируюсь, так и есть, как мне кажется.