Услышала по радио о неких проделках Станислава Лема. Читаю о нем в нете и радуюсь. Прекрасное чувство юмора, я считаю, ссылаясь на то, что человечик, кроме всего прочего, в 1971 опубликовал сборник рецензий на различные книги всевозможных авторов "Абсолютная пустота". Очень глубоко, по-филососки он отзывается о творениях этих английских, американских, французских, немецких авторов... в чем юмор, спросите вы? :))) а вот в том, что эти все рецензии написаны на несуществующие книги несуществующих авторов. вот так :) чем не молодец? :)))
ПЫСЫ. А вот цитата его из рецензии на несуществующую фантастическую книгу “Одиссей из Итаки” . сам Лем выстраивает следующую классификацию гениев:
“Сперва идут гении обыкновенные, дюжинные, то есть третьего класса, неспособные далеко шагнуть за умственный горизонт эпохи. Им приходится гораздо легче других, нередко они бывают оценены по заслугам и даже добиваются денег и славы. Гении второго класса - гораздо более твердый орешек для современников (...) В древности их обычно побивали камнями, в средневековье жгли на кострах, позже, в связи со смягчением нравов, им позволялось умирать естественной смертью от голода (...) И все же в конечном счете гениев II класса ожидает признание, то есть загробный триумф (...) Второклассных гениев открывает либо следующее поколение, либо одно из позднейших; гениев первого класса не знает никто и никогда, ни при жизни, ни после смерти. Это - открыватели истин настолько невероятных, глашатаи новшеств настолько революционных, что их абсолютно никто оценить не в силах.”
дна мз самых интересных псевдорецензий - “Культура как ошибка”.
По сути дела в ее рамках рассматривается сразу две концепции: человеческая культура, как свод случайно (а часто - и ошибочно) закрепленных канонов и догм, и культура - как духовный протез, которым люди пользуются, когда реальные возможности уже исчерпаны. Например: “Для последовательного материалиста сопоставление трупов с экскрементами должно быть (...) естественным. Однако от последних мы избавляемся незаметно, а от первых - с помпой, торжественно, обряжая во множество дорогих и сложных упаковок”.
“Да это же цинизм!” - может отшатнуться в ужасе читатель. И будет неправ. Ибо цинизм ставит своей целью оскорбление, а произведения Лема - только поиск истины. Истина же - довольно колючая штуковина. И горькая. Вслушайтесь в то, как продолжает размышлять Лем по поводу похорон: “Торжественные похоронные ритуалы - это лишь способ заглушить наш естественный протест против то-го позорного факта, что человек смертен. Ибо действительно постыдно, что разум (...) в конце концов исчезает в луже гнили”.