На Марс через индустриализацию Луны

Feb 26, 2016 14:30

Оригинал взят у alboros в На Марс через индустриализацию Луны

Выступление Ивана Соболева (i_sobolev) на круглом столе «50 лет без Королёва. Куда идём?». Его доклад первоначально был заявлен как «На Марс через Луну», но, затем заменен на «Проблемы планетных экспедиций и стратегия дальнейшей космической экспансии». Смысл доклада был в том, что бесполезны «флаговтыкательные миссии», в космос лучше выходить на волне его промышленного освоения. Поэтому, естественный первый этап в распространении человечества за пределами планеты - это освоение Луны и использование её ресурсов вместе с использованием энергии Солнца через развитие энергетики с элементами космического базирования. Как и большинство пропагандистов космической экспансии Иван Соболев осторожно высказывается о конкретных технологиях, которые обеспечат экономически выгодную индустриализацию космоса. Правда, до конференции, он публично высказывал своё позитивное отношение к реновационной технологии Orbitron, которая использует лучшие стороны технологий PROFAC-ВКСН-PHARO, устраняя их недостатки, и обеспечивает реальный технологический базис для индустриализации космоса.


.
.

Ближайшие планы

Однако снова вернемся к ближней перспективе. Описанная вначале российская программа исследования Луны автоматическими средствами вызывает, казалось бы, вполне логичную критику - ведь всё это, или почти всё, уже было осуществлено в ходе полетов 1960-1970-х годов. Но, во-первых, новые станции полетят к Луне уже совсем с другим приборным оснащением, позволяющим существенно расширить научную программу и провести исследования на качественно ином уровне. Во-вторых, не следует забывать, что практики лунных полетов у нас не было уже без малого сорок лет. Поэтому перед более серьезными шагами необходимо в какой-то мере «повторить пройденный материал», или, как сказал на недавно прошедшей в Москве Международной научной ассамблее КОСПАР заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов, «заново научиться садиться на Луну».

То, что в части дистанционного зондирования поверхности Луны огромные успехи были достигнуты американской миссией LRO, тоже не должно смущать: собственные данные, которым мы будем сами полновластные хозяева, нам не помешают. Что же касается других нашумевших миссий - GRAIL и LADEE - то перед ними стояли принципиально иные задачи.

А вот по-настоящему удручают две вещи.

Первая: к сожалению, названные сроки уже далеко не первые в новейшей истории космонавтики. И предыдущие тоже устанавливались на весьма высоком уровне и в итоге не один раз переносились. Кстати, именно эта причина побудила группу частных космических энтузиастов предложить в Интернете свой проект лунной базы, в котором развертывание всей инфраструктуры предполагается, по заявлению разработчиков, осуществлять только на основе существующих средств - то есть ракеты «Ангара-А5», корабля «Союз», разгонных блоков «Фрегат» и КВТК.

В этом проекте лунный корабль, представляющий собой очень глубокую (и вовсе не факт, что технически осуществимую, но это уже другая тема) модернизацию «Союза», садится на поверхность Луны даже без топлива на обратный путь: запас, необходимый для возвращения обратно, должны предварительно доставить два заправщика, а космонавты затем на поверхности осуществляют его перекачку в баки своего корабля.

Модули предлагаемой лунной базы тоже приходится «ужимать» до предела - масса одного не должна превышать 3,2 т. Скорее всего, это ограничение не реализуется «в чистом виде», то есть придется отдельным пуском доставлять некоторое оборудование дооснащения, не уложившееся в лимит, и уже на Луне осуществлять его установку в модули. Места в пилотируемом корабле хватает только для двух человек, которые должны прожить на поверхности Луны в замкнутом пространстве базы целый год. Что не только, как уже обсуждалось, небезопасно по вполне объективным соображениям, но также представляет серьезные сложности психологического плана, с которыми уже неоднократно сталкивались в земных условиях и которые могут представлять смертельную опасность в условиях космических. Напомню, что вахта тщательно психологически подобранного экипажа МКС в значительно более комфортных условиях длится не более полугода, и даже там случается всякое, а уж история мореплавания и полярных экспедиций содержит несчетное число примеров, свидетельствующих явно не в пользу такого решения.

Понятно, что и эффективность такой базы существенно снижается. Ведь конструктивная сложность ее как минимум не уменьшится, а учитывая жесточайшие ограничения по массе и вероятную необходимость экономить на вспомогательных системах, скорее всего, даже возрастет. Управляться с ее обслуживанием придется как минимум вдвое меньшему экипажу, ввиду малой численности которого вряд ли получится организовать полноценную сменную работу. И - вспомним, что людям нужно не только работать, но еще и иногда отдыхать, и желательно не в условиях боковой полки плацкартного вагона.

Потому, отдавая должное энтузиазму рабочей группы, которой автор этой статьи тоже имел честь оказать посильную помощь, следует всё же признать: проект, проработанный на весьма неплохом уровне и призванный показать возможность организации лунной базы без привлечения сверхтяжелого носителя, на самом деле сыграл диаметрально противоположную роль и только еще раз подтвердил необходимость последнего.

Во-вторых и главных. Для того чтобы лунная база не превратилась в проект по очередному втыканию флага, а Россия закрепилась на Луне «всерьез и надолго», необходимо иметь четкую программу действий, которые должны последовать в дальнейшем, и цель, к которой эти действия должны вести. А вот понимания этого вопроса - во всяком случае, в виде официально утвержденного документа - нет, похоже, и в самой РАН.

Доводы о том, что Луну пора не только изучать, но и осваивать, тем не менее, уже давно звучат в отдельных статьях и докладах. Смысл которых состоит в том, что задачей лунной программы должно стать, конечно же, не абстрактное «демонстрирование присутствия человека на другом небесном теле» и даже не исключительно решение научных задач, многие из которых на самом деле могут быть решены автоматическими средствами. Такой задачей должно быть вовлечение ее ресурсных и энергетических запасов в хозяйственный оборот земной цивилизации. Причем речь идет не о нашумевшем в свое время предложении о добыче гелия-3, а о гораздо более масштабной программе. Которая, возможно, когда-нибудь обретет статус федеральной.

Но к этому вопросу - что делать на Луне и почему ее колонизация является для человечества необходимой и неизбежной - мы вернемся в следующей статье.

Читать полностью
И самое важное по теме индустриализации Внеземелья:
Abstract. Разработана технология низкозатратного вывода на орбиту сырья для обеспечения индустриализации космоса, прежде всего для строительства спутниковых солнечных электростанций, которое требует цен доставки грузов в $100-200/кг. Разработаны финансовые и технологические аспекты реализации. Проект основан на развитии концепции орбитального накопителя воздуха (ВКСН и PROFAC) и устранения его недостатков. Реализуется аналог забора вещества из атмосферы, когда коллектор газов не погружается в атмосферу, а наоборот, фрагмент атмосферы искусственно создаётся на его пути. Газ, заключенный в тонкостенный баллонет с помощью суборбитального носителя (лишь вертикально поднимающегося на нужную высоту) доставляется на высоту орбиты аппарата-накопителя, который при пролёте сквозь баллонет аккумулирует газ. Способ позволяет применять многоразовые ракеты-носители с ресурсом ЖРД 30-150 часов и орбитальные аппараты-накопители с ресурсом ЭРД 50-100 тыс. часов. Благодаря большому ресурсу работы низкая величина амортизации определяет невысокую цену доступа в космос.
Keywords: Green Climate Fund, Breakthrough Energy Coalition, Space Angels Network, PSP, ВКСН, PROFAC, PHARO, Orbitron, satellite, spacecraft, US 8882047, EP 2390188, RU 2398717, RU 2451631.

космонавтика, Солнечная система

Previous post Next post
Up