Клоделевое

Mar 03, 2010 18:17

 "Я так давно люблю тебя" 

То, что я прочла об этом фильме до его просмотра никак не обещало того, что я увидела на экране своего монитора. Скачала я этот фильм исключительно из-за того лица, которое вы видите на постере справа. Моя любовь к нестандартным женским лицам не оставила меня равнодушной, и я нажала на ссылку "скачать"... и не пожалела!
Редко какой фильм может оставить во мне такое глубокое впечатление, редко какой может перекрыть воздух после просмотра. 
Мурашки побежали по коже буквально с первых кадров: кривые, некрасивые пальцы женщины с невероятно красивыми, уже постаревшими чертами лица, держащие сигарету. Эти руки часто попадают в кадр, персонаж прочувствован актрисой настолько глубоко, она настолько натурально кусает заусенцы на пальце, когда говорит с людьми, людьми из другого мира, чуждого ей, которых она не видела вот уже 15 лет - с тех пор, как сидела в тюрьме за убийство шестилетнего сына. Странное чувство преследует все время просмотра: я никак не могла определиться, нравится мне эта женщина, вызывает она отвращение, страх, ненависть, ведь что-то в ней есть такое невероятно привлекательное.
Невероятно обрадовало, когда я увидела, что в фильме помимо Кристин Скотт Томас (Жульетт) играет Эльза Зильберштайн. После ее великолепной игры в одном из моих любимых фильмов - "Модильяни" - я считала, что эта роль к ней "притрется" и ничего более смотреть будет просто невозможно. Но я была приятно удивлена, когда не увидела в Лее Жанны Эбютерн. Актерская игра, словом, великолепна.
Подкупает та обстановка, в которую попадает главная героиня по выходу из тюрьмы: вокруг нее образованные, интеллигентные, кстати, как и она сама, люди, которые живут на мой взгляд абсолютно идиллической жизнью. Возможно, это лично мое представление о счастливой и тем самым красивой семье, но взятые в семью две девочки-вьетнамочки, не разговаривающий после приступа дедушка, который постоянно читает книги и пишет записки своей приемной внучке вроде таких как "пустословка", "пакостница" и т.д. не оставляют равнодушными.
На протяжении всех 1.50 часа сидишь в напряженном ожидании чтобы узнать ТАК ПОЧЕМУ ОНА ВСЕ-ТАКИ сделала то, о чем говорит как "Худшая из всех тюрем - это смерть ребенка. Ты никогда из нее не выйдешь", и тем не менее сама заключает себя в эту тюрьму, лишив сына жизни. Подсознательно постоянно хочешь оправдать ее, сам для себя, и даже несмотря на то что фильм течет без каких-то особых поворотов событий, ты не устаешь от него. 
Понравилась находка сценариста и режиссера в одном лице - Клоделя - в том, насколько разные национальности собраны в этом французском фильме: соцработник Балбукян, друг семьи-врач из Ирака, муж Леи - славянин, приемные дочки - из Вьетнама, а сами сестры наполовину англичанки.
Передернуло от фразы "-Дети спят? - Как убитые".
Улыбнуло на фразе "Вы любите футбол? - Да, но я ненавижу болельщиков".
Повеяло большим горем от "В тюрьме у меня всегда были книги рядом с подушкой. Понимая, что они рядом, я чувствовала себя более защищенной. Своего рода крепостная стена. С другой стороны существовал мир. Мир без меня. Там было хорошо без меня". 
Понравилось, что наряду с историей этой женщины разворачиваются другие - такие, как, например, история преподавателя литературы в институте, у которого умерла жена, или полицейского, который мечтает побывать на реке, истоки которой не смогли найти. "В наш информированный век и не знать где берет начало река, представляете?". Полицейский по совету Жульетт все же отправляется на реку. Своим методом.
Безумно понравилась музыка (кстати, если у кого есть, скиньте саундтреки, не могу найти).
Как всегда, свою положительную роль сыграло обсуждение классика Достоевского в вопросе убийства и раскаяния (в этом случае по произведению "Преступление и наказание"), когда Леа независимо от себя проводит параллели между Раскольниковым и своей сестрой. "Что вообще вы знаете об убийствах? Что Достоевский знал об убийствах?!" - кричит она на своего студента.
Подкупила фраза Жульетт "Я пока не здесь", брошенная невзначай и не обратившая на себя внимание вплоть до конца фильма, когда она произносит это заветное "Я тут.."
"Я так давно люблю тебя" - это не мелодрама, но это фильм БОЛЕЕ ЧЕМ О ЛЮБВИ. О настоящей, человеческой любви..

Постскриптум.
Когда-то несколько лет назад в университете нам задали на обсуждение рассказ Петрушевской "Свой круг". Помню, тогда я была единственным человеком в аудитории, оправдавшим поступок пьяной озверевшей матери, избившей своего ребенка до полусмерти. На протяжении всего семинара я яростно боролась за права этой книжной героини перед своими однокурсниками, так и не понявшими, что это и была она - ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ матери к своему ребенку. 
После просмотра фильма у меня возникла мысль о том, что этот фильм стоит посмотреть всем тем, кто когда-то не понял Петрушевской с ее "Своим кругом".

Смотрите фильм, читайте рассказ. Спасибо за внимание )

Дополнительная информация о фильме:
Премия BAFTA за лучший неанглоязычный фильм.
Две премии "Сезар": лучшая первая работа (Филипп Клодель) и лучшая актриса второго плана (Эльза Зильберштейн).
Приз экуменического жюри Берлинского кинофестиваля, а также две номинации на премию "Золотой глобус": лучший фильм на иностранном языке и лучшая драматическая актриса (Кристин Скотт Томас).
Многие критики включили фильм в десятку лучших фильмов 2009 года.

мысли, фильм

Previous post Next post
Up