Оргпериод дистанционки

Apr 11, 2020 01:21

В теории организации летнего отдыха детей есть понятие оргпериода смены. Оргпериод - это первые 3-4 дня в смене, за который вожатые должны адаптировать детей к условиям лагеря, распорядку дня и друг к другу. Этот период самый сложный и важный во всей смене ("как вы яхту назовёте...").


Интерснейшее явление я обнаружила, когда появились собственные дети: их поведение при длительном пребывании в новом месте имеет своеобразный оргпериод, который длится абсолютно столько же - 3-4 дня: переезд в квартиру мужа, когда родился младший; первый, а в последующие три года, и каждый переезд в деревню на лето, выезд на пару недель на отдых в пансионат... Вот всегда. Пару первых наблюдений я сочла за достойную статистику и стала с собственными детьми работать по правилам оргпериода смены (и мужу говорила, что и как делать). И с каждым разом убеждалась: да, вот оно, работает.

Когда 6 апреля началась всеобщая дистанционка, я жутко уставала: дети, отвыкшие от большого объёма заданий (я с ними на каникулах учёбой занималась, но не в таких же объёмах), студенты, активизировавшиеся в соцсетях (целую неделю у них каникулы были, они как-то затихли), посыпавшиеся требования от руководства... А ещё младший выдал температуру 39,5. И хоть это оказался банальный ротавирус, пару ночей я не спала - следила за его самочувствием.

Вчера вдруг стало легче абсолютно всё:
- у старшего 2 урока из 5 учительница ведёт сама (эти онлайн уроки его хорошо дисциплинируют), ещё на 2 она присылает ссылки на образовательные ресурсы (которые заработали),
- начались онлайн занятия в Робошколе у старшего (оказывается, для него это крутая мотивация - освободиться от других дел перед Робошколой),
- выздоровел и втянулся в учёбу младший (у него учительница онлайн уроки не ведёт, но присылает интересные ссылки, да и объёмы заданий чередуются - день побольше - день поменьше),
- я начала осваивать онлайн-сервисы, буду вести пары.

Что у нас было вчера? - Четвёртый день жизни в новом формате. Конец оргпериода.

Ну, и заодно появилось время обдумать причины дискомфорта, усталости и раздражения. Я сегодня уже писала об этом у mama_gremlina, но хочу и у себя оставить.

1. О типе нервной системы с точки зрения организации работы. Есть люди с инертным типом нервной системы (1А), а есть - с лабильным (1Б).
Первым (1А) удобно делать один процесс от начала до конца, они любят длинные периоды работы, они почти не мультизадачны, им необходима расстановка приоритетов и выполнение последовательности процессов в соответствии с приоритетами. Они с трудом переключаются и отвлекаются от основной задачи ( все отвлекающие их бесят).

Вторым (1Б) легче делать процессы короткими интервалами. Поэтому со стороны кажется, что они сразу несколько процессов ведут, а они просто быстро переключаются и эти несколько процессов чередуют короткими интервалами времени (15-30 минут). Один процесс на длительный период для них - скука смертная.

2. О типе нервной системы с точки зрения потребности во внешних впечатлениях.
Есть люди, которым важны внешние впечатления и перемена обстановки (2А) и есть те, которые "в домике" (2Б).
Те, кто любит постоянную перемену обставновки (2А), ни одних выходных не могут прожить без выхода - выезда куда-то, без "потрындеть" за чашечкой кофе в кафе, без приличной такой компании и т.п.
Те, которые "в домике" (2Б), любят тишину и свои дела. Они могут выйти или выехать куда-нибудь за впечатлениями, но организация всего этого - отдельный ресурсоёмкий процесс. И в "потрындеть" именно в кафе, и вообще в "потрындеть" практически не нуждаются.

Из этой классификации возникает 4 условных комбинации "чистых" типов нервной системы. Ясно, что легче всего перенести самоизоляцию в квартире с детьми родителям типа 1Б+2Б. И труднее всего - 1А+2А.

В реальной жизни люди тяготеют к тому или иному типу (мы в своё время по психологии проходили всякие аппаратные методы обнаружения степени приближения к тому или иному типу). Ну, и соответственно, в зависимости от степени тяготения могут быть разные степени раздражённости ситуацией.

Я по этой классификации 1А и почти 2Б.
Дистанционное обучение детей - это 2 процесса с получасовыми интервалами + 3-й процесс - моя подготовка к занятиям (4 разных дисциплины), которую я люблю делать по нескольку часов, не отрываясь. И необходимость включить ещё один процесс - оперативно освоить удобные онлайн-сервисы (тоже за полчаса не разобраться). И бюрократический завал, который надо было "вчера" ещё разгрести.

Когда я статью писала, у детей были каникулы (и у студентов тоже), занятия с ними не требовали высокой сосредоточенности и жёсткого графика с переключениями. Самое время для статьи (самый трудоёмкий процесс). Статью написала, всё остальное образовало ещё больший завал.

Для себя решила, что буду работу делать последовательно с приоритетом: сначала учебный процесс, а потом бюрократия. Три процесса - уровень хорошей эффективности.

Однако, в эту мою очередь постоянно кто-то вклинивается с поручениями "сделать вот прям щас!":

Начальник позвонил:
- Как бюрократические дела?
- Работаю учительницей начальных классов с 8.30 до 17.
- Понял. Как сможешь сделать, так и ладно.
(он тоже 1А+2Б, он понимает)

Несравненный Купер позвонил:
- Мне прислали посмотреть олимпиадные задачки за 8 класс, может ты посмотришь - посоветуешь?
- Не могу: у меня пары и 2 разных начальных класса.
- Понял. Не буду грузить.
(он знает, что я тормоз, как медленно я работаю, он всегда над этим потешался).

Зоя Сергеевна позвонила (уже в третий раз):
- Ну, ведь прошлая презентация энциклопедии была неправильной! А к правильной презентации мне нужна презентация! Дата презентации надвигается неотвратимо! Сделай мне презентацию! Ты ведь умеешь!
(какая презентация? какая дата? все залы опечатаны! больше двух не собираться! мне два ОПОП сдавать! я уже две ночи не спала - ребёнок болен, я в крайней степени злобного раздражения)
- Зоя Сергеевна! Обратитесь к А. Он умеет делать презентации лучше меня.
- Я к нему боюсь обращаться: у него дети маленькие!
(очень маленькие: один ребёнок уже магистратуру заканчивает и отдельно живёт, а второму 14 лет - без сомнения возраст, требующий особого родительского внимания)
В общем, Зоя Сергеевна обиделась.

И тем не менее не могу не найти самый большой плюс в этой самоизоляции: не надо стоять у доски 5 пар подряд.
Я вышла на работу 25 февраля, ещё хромая, с ещё открытыми разрезами на ноге на своё расписание, в котором есть и 5 пар подряд. От статичной стоячей нагрузки процесс заживления утратил нормальную динамику. К 17 марта (началу карантина) нога моя после рабочего дня не успевала перестать болеть к утру. И тут такой карантин. У меня есть шанс дождаться полного заживления дома!

Ой-мамочки!, школьные годы, И первая любовь с названием Работа, психология, Река с простым названьем Жизнь, такое мнение

Previous post Next post
Up