Эпиграф
...А он в коросте и в лихорадке,
Превозмогая сезон дождей,
Всё что-то пишет в свой тетрадке...
Олег Митяев. "Р.Л. Стивенсону"
Как-то я писала про
классификацию студентов по признаку "отношение к дедлайну". Теперь напишу ещё про одну классификацию студентов - мотивационно-поведенческую.
Недавний пост mama_gremlina был спусковым крючком для этого.
В этот раз классификационным признаком станет мотивация получить именно ту специальность, на которой учится студент (правда, сейчас специалитетов по формальному признаку мало, сейчас в большинстве - направление подготовки, но говорить "специальность" удобнее).
По этому признаку студенты делятся на три группы: костяк, середняки и балласт.
Костяк - это студенты с чёткой мотивацией. Они хотят потом работать по специальности. Вот они и учатся во всю силу своей мотивации: не пропускают лекции и семинары, лекции пишут, на семинарах решают примеры и задачи (или ведут другую деятельность по данному предмету), сдают коллоквиумы и контрольные, задают вопросы преподавателю на переменах... А ещё случается, что на переменах они обсуждают, как лучше решить особо заковыристый пример, устраивают мозговые штурмы по теории в читалке и т.п.
Середняки - это студенты с нечёткой мотивацией. Таких можно поделить на два класса. Первые хотели на другую специальность, но по каким-то причинам не получилось. Данная специальность для них из той же сферы, но не совсем то. Вторые - это те студенты, которым важно высшее образование как комплекс приобретаемых компетенций. Они учатся достаточно стабильно, но, как правило, "удовлетворительно", потому что разными путями достраивают свою индивидуальную образовательную траекторию. Они не сверкают, но и не доставляют особых хлопот. Фон создают. Лекции пишут (как правило), на семинарах что-то решают, домашние когда сами сделают, когда у костяка спишут. Контрольные с первого раза не пишут, но стараются пересдать. Коллоквиумы сдают по настроению, обычно позже костяка. Занятия могут и пропускать в силу своих мероприятий по индивидуальной образовательной траектории.
Оба этих класса не опаздывают на пары. Исключение - форсмажор на дороге.
Балласт - это студенты без мотивации:
- "всё равно, куда, лишь бы не в армию",
- заставили родители "а то, куда ты хочешь, - не профессия",
- "я не знаю, куда, ткнул и попал",
- пришедшие на коммерческой основе с баллами, чуть выше пороговых по приёму (эти необучаемые вообще).
Они постоянно читают соцсети на занятиях, домашних работ не делают, контрольные пишут неуспешно и не пересдают, коллоквиумы сдавать не пытаются. Они часто опаздывают на занятия. При этом вваливаются в аудиторию в верхней одежде, громко здороваются, извиняются, просят разрешения войти, а получив его, долго и шумно снимают одежду, ищут, куда бы её повесить (у нас в большинстве корпусов нет гардеробов, есть зоны для верхней одежды в аудиториях), вешают, садятся, шумно отдуваются и начинают ничего не делать. Этот шум занимает 5 минут. А мысль, на которой меня прервали, я могу вспоминать ещё минут 5 (я читаю лекции "из головы", держа на столе только краткий план на крошечном листочке).
Я, как и Марина
mama_gremlina, в начале всех занятий объясняю, что опоздавшие входят как можно незаметнее и тише и стараются быстрее включиться в работу. Первые два класса это усваивает быстро и по ним работет (у большинства моих коллег те же правила, так как все читают лекции "из головы"). Но балласт этого понять не может никогда!
Вот такая классификация (хотя, возможно, я - капитан-очевидность в этом вопросе).
Каждый год в каждой группе первого курса присутствует все три класса студентов. Интересно то, как всё развивается дальше. Математическое моделирование развития взаимоотношений костяка и остальных в коллективе - модное направление социальной психологии (мы даже с моделькой завелись, но об этом в другой раз).
Вопрос о количественном соотношении первых вторых и третьих зависит от многих факторов (перспективности специальности, грамотного пиара, престижности вуза, и т.д.). Вот, например, одна моя группа, в которой первый экзамен сессии - тоже мой. Специально посчитала. Когда я начала у них вести свой предмет (в прошлом семестре), в группе было 17 человек. Из них:
костяк - 3,
середняки - 5,
балласт - 9.
И это очень тяжело. Счастье, что 5 из 9 балластных не ходили почти совсем.
В летнюю сесию их выпускающая кафедра отчислила 8 балластных товарищей. И весь осенний семестр было очень легко работать.