Apr 19, 2011 22:20
Тип человека начала XIX века несет в себе черты интернациональные. Франция, только что пережившая буржуазную революцию, влияла на всю Европу. Чтобы хорошо представить себе образ человека первых 10-15 лет XIX века, надо знать чувства, обуревавшие этих людей. Чтобы понять покрой их одежды и его происхождение, надо заглянуть и в конец XVIII века, просмотреть костюм времени Великой Французской революции, который видоизменился, но следы его долго оставались в костюме простых людей. Когда в конце сороковых годов прошлого столетия был изобретен дагерротип, изучать костюм стало легче. Можно было сравнивать модные картинки с фото, стало проще разбираться в деталях. Вместо двух (модная картинка и портрет) стало три источника. Гаварни и Деверне дали вершины искусства модной картинки, они блестяще изобразили эпоху Луи Филиппа. После них уже не было мастеров, столь профессионально понимавших покрой платья, связывавших его с движением и жестом. Позднее художники, рисовавшие модные картинки, ограничиваются только внешним изображением „модного идеала" эпохи. Константин Гюйс гениально раскрыл свою эпоху, но он рисовал скорее женщину, чем ее платье. Платье у него было облаком тюля и газа и передавало атмосферу времени, а не подробности костюма. Картинки конца XIX века можно просто рассматривать как указания, какие (по ширине, а не по форме) носили в таком-то году брюки и платья, но и то хорошенько проверив их по фотографическому материалу. Пластически эти картинки времени не передают. В них нет характерных жеста и манеры носить костюм. Все это лучше искать в произведениях художников. В России - у Крамского, Репина, Серова, позднее - Бакста; за границей - у Мане, Ренуара, Дега и Уистлера, а также Каролюса Дюрана и еще у некоторых французских и английских художников.