Обзор рынка заведений общественного питания

Sep 23, 2011 18:09

Это очередное исследование наших маркетологов под управлением Маши Распоповой. На этот раз, оно подготовлено для радиостанции Юмор Fm, так как этот формат чрезвычайно удачен (сумничаю - аффинитивен) для этой отрасли!


Маша Распопова
Этим летом отдыхала в Испании! В Испании - шикарно! Была в горах и купалась на море! Всё, как я люблю... Но, по-скольку, по-испански я нифигавос непонимандор - то приходилось с испанцами объясняться жестами. У них там на каждом углу кафе и ресторанчики. И вот, в одном из таких заведений, в очередной раз пытаясь объяснить на пальцах официанту, что я хочу спагетти, а а не черный рис с чернилами какой-то морской гадости, я подумала: а ведь у нас в Волгограде тоже полно ресторанчиков и кафешек. Разных. Решила - вернусь из отпуска и сразу же займусь изучением рынка заведений общепита в нашем городе. Ну и вот оно, само исследование! И, приятно, что оно нашло много тёплых откликов среди наших клиентов! :-)     
 Рынок общественного питания России более чем неоднозначен. Одни эксперты называют этот рынок наиболее динамично
развивающимся, другие - перенасыщенным и наиболее подверженным риску. Так, например, по данным  Всемирного Справочника Банкротств, ресторанный бизнес занимает четвертое место после магазинов одежды, мебели и фотоателье. В то же время, по разным оценкам, среднегодовые темпы роста ресторанного бизнеса в России составляют примерно 25-30 процентов.
Не оставляет сомнений лишь тот факт, что на успешность того или иного проекта влияет множество факторов, как то - формат ресторана, ценовая политика, меню ресторана, место его расположения, качество работы персонала и т.д.
Российский рынок общественного питания является сравнительно молодым, и потому не сформирован до конца. Как правило, в отношении российского рынка принято выделять три основных категории заведений общественного питания: фастфуды, рестораны среднего уровня и рестораны высокой кухни.
Широко распространенное в наше время английское словосочетание «Fast Food», буквально означающее «быстрая еда», предполагает, скорее, упрощенный цикл обслуживания. Заведения подобного формата широко распространены в настоящее время  и позиционируют себя как рестораны, доступные массовому потребителю. В Волгоградском регионе, в сегменте «быстрого питания» доминирующими являются такие сети как «Макдоналдс»,«Sub Way» и «Жар-пицца».
Средняя ценовая ниша на рынке общественного питания является не сформированной до конца и, пожалуй, самой неоднородной. К данной категории можно отнести множество заведений, различающихся между собой ассортиментом блюд, системой обслуживания, общей концепцией.
Безусловно, за неимением четких признаков классификации, одно и то же заведение может быть отнесено к разным категориям, а степень его популярности определяется общественным мнением. В том, какие заведения общественного питания являются наиболее популярными у жителей г. Волгограда и какие факторы, в первую очередь, влияют на эту популярность, попытались разобраться специалисты ООО «Премия PR».
Было проведено исследование, основной целью которого стало выявление потребительских предпочтений на рынке общественного питания г. Волгограда. В ходе исследования были изучены такие вопросы, как факторы выбора заведений
общественного питания; частота посещений заведений общественного питания волгоградцами. Кроме того, данные, полученные в результате  исследования, позволяют установить размер среднего чека в заведениях общественного питания г.Волгограда и рассчитать емкость ресторанного рынка г.Волгограда. Как ни странно, доля волгоградцев, посещающих рестораны, кафе и бары города Волгограда, весьма высока - 82 %. На каждую тысячу жителей Волгограда в среднем приходится 24 посадочных места за столиками кафе и ресторанов.
Большинство волгоградцев - 27% - посещают заведения общественного питания 2-3 раза в месяц, однако есть и такие, кто ни дня не проводит без посещения подобных мест - их 6%. Среди представителей обоих полов любителей поесть вне дома примерно равное количество, а вот возрастные различия носят более выраженный характер. Так, например, волгоградцы в возрасте от 18 до 25 лет  склонны посещать заведения общественного питания  каждый день или через день, а посетители ресторанов в возрасте от 26 до 40 лет появляются в излюбленных местах преимущественно раз в неделю или 2-3 раза в месяц.
Определяющие факторы при выборе заведений общественного питания в различных возрастных категориях тоже различны. А именно - для молодежи в возрасте от 18 до 25 лет самым популярным фактором выбора ресторана или кафе является имидж этого заведения.
Жители города в возрасте 26-40 лет в ресторанах ценят, прежде всего, высокий уровень обслуживания и хорошую кухню. Также для данной возрастной категории немаловажным является наличие и удобство парковки у заведения.
Интересно, что наиболее требовательными к интерьеру заведения оказываются люди с низким и средним доходом, в то время как главным требованием для более обеспеченных волгоградцев является хорошая кухня. Более подробно с требованиями к заведениям общественного питания волгоградцев с высоким уровнем дохода  можно ознакомиться при помощи диаграммы.


Разность взглядов и предпочтений потребителей на ресторанный рынок г.Волгограда демонстрирует его неоднозначность и
неоднородность. Каждый из нас, в зависимости от возраста, рода деятельности, интересов и уровня дохода, выбирает заведение в соответствии со своими индивидуальными запросами. Задача каждого из участников ресторанного рынка - сопоставить свои возможности с этими запросами и выбрать сегмент, запросы которого он сможет удовлетворить максимально. Это лишний раз доказывает целесообразность проведения подобных исследований.

Отдел маркетинга, Юмор fm, Мария Распопова

Previous post Next post
Up