СМИ вовсю пишут о том, что в Москве обсуждается возможность
повышения налогов - НДФЛ и НДС - в 2019 г., причем сразу на 2 п. п. - до 15 и 20% соответственно. НДС - до 20%.Окончательных решений вроде как пока нет, но одно то, что сам вопрос стоит в повестке дня - говорит о вполне вероятной перспективе увеличения налогов.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков успокаивает:
«Какова вероятность того, что пойдет дождь? 50 на 50. Вот и в этом вопросе вероятность 50 на 50 - может, налоги будут повышены, а может, и нет». За информацией он посоветовал обратиться в правительство, поскольку на уровне президента этот вопрос не обсуждался.
На прошлой неделе Минфин признал: в условиях снижения доходов (с 19,6% ВВП в 2015 г. до 18,1% в 2017 г. согласно бюджетным проектировкам) и ограничений на рынках займов повышение налогов - единственный способ сбалансировать бюджет. Министерство, например, уже объявило о возможном предоставлении регионам права вводить налог с продаж с 2015 г. (3%, но обсуждается и ставка в 5%), о повышении налога на дивиденды для физических лиц с 9 до 13% и акциза на дорогие сигареты, о введении акциза на газ, поставляемый по «Голубому потоку» в Турцию.
Одна из ключевых мер - взимание взносов в фонд обязательного медицинского страхования со всей зарплаты с 2016 г. «Это даст нам примерно 200 млрд руб.», - цитирует «Интерфакс» министра финансов Антона Силуанова. Сейчас взносы в 5,1% берутся только с определенной величины доходов (в 2014 г. - до 624 000 руб. в год).
Зачем же нужно повышать налоги?
Опять же
эксперты "Ведомостей" уверяют, что повышение НДФЛ поддержит регионы, у которых катастрофически растут дефициты из-за исполнения инаугурационных указов Владимира Путина. Это ключевой источник их доходов - 31% поступлений в 2013 г. (2,5 трлн руб.). Налог с продаж в случае одобрения может принести регионам еще около 200 млрд руб. в год, оценивал Минфин.
До сих пор государство ограничивалось увеличением налогового бремени на отдельные отрасли или ужесточением контроля: транспортный налог, акцизы, НДПИ, предложения по деофшоризации. Теперь обсуждается фронтальное повышение налогов на труд и на потребление, и это двойной удар - рост издержек по НДФЛ и страховым взносам увеличит базу для НДС и, следовательно, нагрузку по этому налогу.
Более всего повышение НДС скажется на тех отраслях, которые не смогут переложить эти расходы на потребителей, этим компаниям придется снижать инвестиции. При ограниченной платежеспособности покупателей перенести все издержки на цены нельзя. В прошлом году в федеральный бюджет поступило 3,5 трлн руб. НДС. Больше других внутреннего НДС заплатили обрабатывающие производства. Некоторые отрасли, напротив, возвращали налог из бюджета, например нефтепереработчики, химики, металлурги.
Если сравнить с заграницей:
Россия и сейчас проигрывает многим странам по налоговой нагрузке на компании, преимущественно в части налогов на фонд оплаты труда, признает Минфин в ОННП. Средний уровень нагрузки в ОЭСР в 2012 г. - 34,91% ВВП, в России - 34,99% (без учета нефтегазовых доходов - 23,8%). И это с учетом европейских стран с высокими налогами, в США, например, нагрузка - 24,35% ВВП, в Канаде - 30,74%, в Турции - 27,66%. Существенно ниже она в большинстве стран БРИКС (в среднем - 26,75%) и других странах Таможенного союза.
В любом случае, до 2018 или 2019 года еще далеко, ситуация в мировой и российской экономике может поменяться, как уже бывало не раз. Но лучше знать заранее к чему быть готовыми.