Старость, для не усыпившего самого себя человека, - это путешествие и приключение - это путь к главному сокровищу - к миру с собой, к миру с любимыми нами - теми, кто разделяет то чудо, что мы есть, что мы были, что мы мечтали, и что это теперь навсегда. Мы - это и есть вечность.
Постер фильма «The Straight Story» / «Простая история» / «История Стрейта» (реж. Дэвид Линч, 1999, США). Синопсис: «…Элвину Стрейту 73 года, он живет с дочерью в маленьком городке, у него больные ноги и нет прав на вождение автомобиля; Элвин узнает, что у его брата случился сердечный приступ, он покупает подержанную газонокосилку и отправляется в путь через два штата…».
Дэвид Линч снял образец приключенческого кино.
Захватывающее, завораживающее; полное событий, опасностей, силы героя - упорства, ума, верности себе и своему решению …
Фильм о движении к цели - к сокровищу - затерянному среди далеких земель и внутри тебя. Фильм о прекрасном мире и неожиданных встречах, чуде спасения от неминуемой гибели, бесконечном пространстве, неумолимом времени и человеческом тепле понимания.
Мастер снял фильм о передвижении старика на газонокосилке через два сельскохозяйственных штата.
Фильм мог быть о пересечении океана, или пустыни, или замерзшей тайги, или о полете через галактику, или о походе в окружении орков и гоблинов.
Только всё это было бы бутафорией, убаюкивающей громом спецэффектов, закрывающей взгляд простых зрительских душ на самих себя.
Структура фильма, его темп; чередование предельного напряжения сил героя и его спасения в, всегда возможный как последний, момент времени; столкновение с такими разными мирами других жизней других людей; общие широчайшие планы, всегда потрясающей по своему естеству, природы… - дар и мастерство автора работает, работает и работает только на одно - заставить зрителя вернуться в самое трудное место, в место, которое наше малодушие попускает себе день за днем забывать за мельтешением чужого и постороннего - заставляет вернуться в свой мир - к ценности и значимости своего мира, к чуду его существования, к чуду существования тебя и твоей любви.
. . .
Автоматизм нашей жизни погружает нас в сон. Лишь усилие, лишь напряжение сил, лишь боль, лишь осознание опасности, всегда могущей стать смертельной, - пробуждает нас. Потому-то так ярки для нас путешествия - новое необжитое нами место (место по которому мы еще не стали передвигаться автоматически) - впитывается нами, окрашенное новыми, а потому острыми, эмоциями.
Даже банальный дальний перелет на самолете обязательно нужен, чтобы точно такой же по своей сути как наш город вдруг расцвел для нас значимостью, - ведь был, как мы ощущали всем своим наземным существом, реальный шанс не добраться до этого города - прекратить своё существование.
Ценность жизни, ценность главного - исчезает в череде обыденности.
Путешествие и приключение, «смертельно опасные» - оживляют наши простые души.
Старость - это то, нежелаемое никем, путешествие и приключение, которое оживляет рутину нестариков.
Отсчитывающие жизнь часы наполняют жизнь ужасом - будят нас… и сразу заставляют искать забытье - спрятаться в развлечениях и заботах.
. . .
Мир велик. Ветер пространства пронизывает и мир, и нас. Чудо простора - оно чудо и между звезд, и между полей кукурузы. Шар желтой звезды встает над горизонтом планеты, несущейся вместе с ней вокруг гигантской черной дыры и массы невидимой темной материи миллиарды лет.
Мир «Простой истории» равен миру «Интерстеллара» и всем другим мирам, пойманным на пленку зрячими душами.
Ничем не заменимая ценность перемещения в пространстве туда, где живет надежда и где душа должна успокоится; никак не унимаемая боль ушедших дней и сделанного неправильно - только это чертит путь нашего приключения по всем возможным мирам.
Проносящиеся мимо беззвучные межгалактические странники или велосипедисты на сельской дороге - для тебя - для обреченного немощного существа, закованного в своем теле - они могут дарить и радость сопричастности существованию, и горечь невозможного.
Банальные притчи, банальные слова - только они и остаются - они банальны как сама вечность, как само бытие - только они и есть. Всякие подвыверты и оригинальничания - не более, чем временная рябь волн звука и света. Мы есть - и это чудо. А ведь могли бы не быть. Скорее всего должны были не быть. Не появиться или исчезнуть - полвека, год, день назад. Но мы есть.
Мы двигаемся к своему сокровищу - к миру с собой - к миру с любимыми нами - к тем, кто разделит то чудо, что мы есть, что мы были, что мы мечтали, что это теперь навсегда, что существующие мы - это и есть вечность.
а.эс. (
+ кадры из фильма... )
Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Про семью как панцирь, что нас (не)сберегает…
//
«Алиса здесь больше не живет» (Мартин Скорсезе, 1974)■ Человек никогда не может выстоять один против мира...
//
«Трамвай Желание» (Элиа Казан, 1951)■ Бессилие слов и боли…
//
«Ложное движение» (Вим Вендерс, 1975)■ В защиту колумбов. Экзистенциальная речь о людях par excellence…
//
«Кон-Тики» (Х.Роннинг, Э.Сандберг, 2012)■ Сон жизни...
//
«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957) .
Весь цикл «КиноКакПовод» на cайте
kinokakpovod.ru. Также тексты публикуются и обсуждаются на
странице Facebook'a, на
КиноПоиске и канале
Яндекс.Дзена - присоединяйтесь!