Обман и Правда человеческого существования… / / «Четыре ночи мечтателя» (Р.Брессон,1971)

May 29, 2020 21:14





«Четыре ночи мечтателя» / «Quatre nuits d'un reveur» (реж. и сц. Робер Брессон; по мотивам повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»; 1971, Франция-Италия): «…молодой художник бесцельно бродит по ночному городу и спасает девушку, приготовившуюся броситься с моста…».

Гениальный Достоевский, гениальный Брессон. Гениальность художника - видеть каждого, видеть себя, видеть главное и мочь передать. Оставим за входом все около-слова - все контексты и искусствоведческие теории - войдем внутрь осколка времени - внутрь вечно повторяющейся истории - внутрь Обмана и Правды.

Мы существа, которые способны спокойно жить только благодаря обману.
« …Банальный инстинкт размножения маскируется в некое возвышенное чувство к ней/ к нему. Страх получить отказ и оказаться лузером в социальном взаимодействии маскируется в рассказы о несоизмеримости духовного мира художника с общественной пошлостью. Неспособность к регулярному волевому усилию в производительном труде маскируется в творческий кризис творческой личности. Ожидание более высокорангового самца с лучшими перспективами маскируется в верность и сохранение чести… »
Это и есть обман. Заявляемые с умным видом конструкции - “маскируется в ”/ “а на самом деле это”… - вот он обман. 
Главный успокаивающий обман современности. Что Любви нет, а есть только размножение, что Достоинства нет, а есть только социальные игры, что Красоты нет, а есть только конвенциональные тренды.

Этот обман нас успокаивает. Потому что все это есть - и Любовь, и Долг, и Красота. И если бы мы ежесекундно это Знали - то спокойной жизни нашей пришел бы конец.
Ведь как же это можно жить так как мы живем - как можно тратить свою жизнь на всю ту мелочность, суетность, злобность и пошлость, что вокруг, и которые сами же мы и плодим день ото дня - и не взвыть от этого. Не взвыть от постоянно предаваемой Любви и Красоты.


Вот тут-то нам и помогают эти гаденькие “объяснения”: что все Высокое - это лишь “так называемое высокое”, лишь “симулякры”; что “на самом деле” человек это рядовая букашка с усложненным мозгом.
Так ведь удобнее - да? Несколько унизительно и неприятно, но удобно? Удобно скользить вниз, особенно если еще заранее объявить, что никакого “верха” и “низа” нет.

Мы живем в мире Правды, Красоты и Любви. Только ими и живем, даже если делаем вид, что нет; даже если наша оборона из самообмана от самих себя прорывается лишь только на короткие мгновения. Мир и мы имеем опору в Вечности, даже если машинка нашего куцего интеллекта пытается впихнуть всё в удобные для него “теории”.

* * *

…Девушка, идущая перед тобой, покачивая бедрами, притягивает тебя - выводит тебя из закутка аутичных мыслей и награждает чувством ожидания восторга. Ты отпустишь её идти дальше, но радость от того, что в мире есть Радость пребудет с тобой. Радость, и Близость, и Ожидание, и Возможность, и Вечность.
Не она и её бедра как двигающиеся физические/биологические нечто -  но твой мгновенный выход из обыденного хода вещей и осознание в мечте этого выхода - из незнающей себя цепочки прошлое1-настоящие-прошлое2-настоящее… во Время и в возможность Вечности, в звенящее Настоящие и манящее Будущее, которое уже и сразу есть ход в Бесконечность…

…Не одинокий молодой безработный, впервые шагнувший за пределы социального паровозика детство-школа-университет, где у него был минимум своего в определении траектории жизни, подвешен в безделье  как “лишний человек”; как пока еще не задействованная единица из “прослойки”, сформованная для обслуживания властьимущего класса, - а проснувшийся из чужой гонки Человек пред-стоит своим бытием как Свободный, как Творец перед Вечностью. Человек, которому явлена возможность быть отдельным, стоять самому и слышать свой голос…

…Не половозрелый индивид ублажает себя магнитофонной записью собственных фантазий из-за отсутствия «контента для взрослых» - а Говорящий и Внимающий Человек сливается со Словом, которое есть присутствие Другого во всегда доступной полноте и, одновременно, Человек переживает чудо быть каждое мгновение в грёзах и быть не тождественным себе - быть свободным от всего, в т.ч. от себя самого - быть с собой как с другим…

…Не болезненно нарастила половозрелая девица в своём воображении значимость своего “принца” за год ожидания; не рассказанная тысячи раз самой себе сказка о том другом, что приедет и сразу будет всё хорошо, лишила её возможности принять реального “претендента”, того, кто рядом, кто внимательнее и заботливее - а порыв Человека сохранить Чистоту первой Встречи и Спасения; порыв сохранить Надежду на Дружбу, невозможную и потому так безмерно ценную… заставил Её покинуть Его. Ведь без этого отталкивания как бы они могли бы не скатиться в быт и беспамятство совместного существования с обреченным забыванием «Почему они вместе»…

…Не гормональный морок заставил его гладить её колени и грудь, финализируя предыдущие цветастые словеса-приманки, - а вечный порыв стать из двух Одним - слиться в предельно доступной тесноте, прорваться сквозь одежду и кожу, сквозь социальное и телесное, до конца, до невозможности, до Мгновения Вечности, в которой конечное существо узнает и Себя, и Другого, и свою Конечность и свою Вечность…

* * *

Странные слова родились после фильма... Кто поймет их? Кто рискнет оценить всю не пошлость больших букв, всю Правду ежемгновенной Вечности в нас.
Лишь безъязыкость осталась нам в эпоху бесконечного потока “объяснений” и “теорий” обо всем на свете. Спасаемся мы лишь короткой тишиной пеленающей темноты зрительного зала, уединенным обещанием единства душ, смотрящих в одну сторону…

P.S. [написанный много после]
Впрочем, можно ведь и примирить два одинаково человеческих взгляда на мир: взгляд земной - каузальный и взгляд горний - смыслдарящий. Примирить в самых общих словах-спасениях, что бросает нам-вечно-тонущим традиция философствования.
Ведь можно сказать, что “придумывание реальностей”, или, называя этот способ бытия его исходным именем, - “жизнь в грёзах” - это и есть наша суть. Грёзы - это наша Правда, которая превращается в пошлый “обман”, лишь только когда кто-то пытается оставить лишь только один из горизонтов бытия.
Те, кто боятся соотнести себя со сверкающей вечностью Идеи, Закона, Долга, Любви - те притворяются, что всё “намного проще” и есть лишь “физика-биология”, а Человека-то и нет…
Те, кто пытаются не увидеть свою рожденность в тлене и из тлена - те каждый свой шаг провозглашают как явленный “абсолютный дух”, забывая об обесчеловечивающем же грехе гордыни…

Мы существа, которые и живем только в грёзах, и живы как люди-человеки только благодаря им. Именно грёзы, которые в т.ч. являют себя двумя, для наивного человека противоположными, но одинаково утешающими, сказками «о том, что есть на самом деле», - дают нам возможность пережить нашу пустотность на фоне двух претендентов на тотальность - на фоне “мира Природы” и “мира Духа”.
Главное не забывать, что все истории про «на самом деле» - лишь истории… и лишь вся полнота их может хоть в какой-то мере отразить нашу Правду. «Хоть в какой-то мере», а не всю - потому как мы, в своем врожденном Немотсвовании, причастны ведь еще и великому чуду Внимающего Молчания.

а.эс.

( кадры из фильма... )

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Лицо - угрюмая маска, жизнь как у скота… - это и есть человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
//«Дорога» (Федерико Феллини, 1954)
■ Цель достигнута. И ?...
//«Стыд» (Стив МакКуин, 2011) [18+]
■ Отверженные, отвергающие, уничтожающие себя, не понимающие, любящие…
//«Любовники с Нового моста» (Леос Каракс, 1991)

■ Сон жизни...
//«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Зачем быть честным, если скоро умирать?...
//«Старики-разбойники» (Эльдар Рязанов, 1971)
■ Она ушла в него как в монастырь…
//«Объяснение в любви» (Илья Авербах, 1977)

■ Как удержать жизнь, утекающую сквозь пальцы? Оплести гармонией время… //«Ускользающая красота» (Бернардо Бертолуччи,1996)
■ О том, что дает силы жить…
//«Патерсон» (Джим Джармуш, 2016)

.

Весь цикл «КиноКакПовод» на cайте kinokakpovod.ru. Также тексты публикуются и обсуждаются на странице Facebook'a, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена - присоединяйтесь!

КиноЭкзистенциальное, =КиноКакПовод=

Previous post Next post
Up