В догонку к
«Развивающие игры» не повышают показатели IQ взрослого человека замечательный пост
zaborov:
«Таблица из книги Мэтта Ридли “Геном. Биография вида в 23 главах”., составленная по итогам наблюдения над разделенными близнецами и приемными детьми. Это процент корреляции по тестам IQ (данные по десяткам тысяч людей):
Повторное тестирование одного и того же человека 87
Однояйцовые близнецы, выросшие вместе 86
Однояйцовые близнецы, выросшие раздельно 76
Разнояйцовые близнецы, выросшие вместе 55
Родные братья и сестры 47
Родители и дети, живущие в одной семье 40
Родители и дети, живущие раздельно 31
Приемные дети, выросшие вместе 0
Случайно выбранные люди 0
Поражает полное отсутствие корреляции для приемных детей. Разность показателей для родных братьев и сестер и разнояйцовых близнецов показывает исключительную важность внутриутробного периода и первых месяцев жизни.
Результаты для взрослых еще поразительней: интеллектуальный уровень зрелого человека на 75% определяется врожденными способностями. То есть, по мере взросления проявляется врожденная программа развития и постороннее влияние сбрасывается как шелуха. А как же умные книжки и строгие учителя? Первичными оказываются не книги, а желание их читать. Наследуется не ум, а способность к развитию, внешние факторы в основном подталкивают человека к выбору места, где бы он находился в гармонии со своим внутренним миром».
http://www.zaborov.ru/blog/?p=2794