(1 часть) Цивилизацию русским принесли викинги/византийцы/хоббиты/…
На заре славянства
Сторонники «вторичности» славянской и русской цивилизации обожают
выискивать лингвистические, культурные и прочие заимствования у славян в
ранний период их истории. На руку им тут играет тот факт, что
письменных источников на этот счёт осталось очень мало, а остальные
достаточно размыты и допускают очень вольное толкование. Но, да,
заимствований наблюдается довольно много. Что же это означает?
Славяне действительно много контактировали на раннем этапе с
иранцами, балтами, финно-уграми, германцами, тюрками и т. д. И многое
перенимали у них. А всё потому, что славяне начали расселяться
достаточно поздно, когда все эти народы уже занимали большие территории.
И, соответственно, теснили эти народы. Зачем же славянам было
пренебрегать заимствованием всего лучшего?
Таким образом, наши предки умудрились, начав экспансию очень
поздно, занять в итоге огромные территории и создать множество достойных
государств, включая самую миролюбивую из сверхдержав современности -
Россию. А всё потому, что наши предки не страдали снобизмом и
узколобостью, как их современные критики, а умели разговаривать с
другими нациями иначе чем на языке огня и меча.
Викинги
Нет, речь тут не о норманнской теории в том смысле, что изначальный
народ русов имел скандинавское происхождение. Это как раз вовсе не миф, а
одна из основных исторических гипотез на этот счёт, располагающая
весьма солидными доводами в свою пользу. Мифом и русофобией является
утвеждение, согласно которому без скандинавов восточные славяне ничего
не сумели бы создать, ибо органически неспособны к порядку, ленивы etc.
Разберёмся с этим.
Изначально объединившая страну "русь" (доподлинно неизвестно,
было ли это племя, клан или сословие) очень быстро растворилось в
восточном славянстве и других народах Руси. То, что называют
«цивилизацией», «государственностью» и т.д., не есть исключительно или
даже в первую очередь дело элит: это создаётся трудом и творческими
силами всего народа. Собственно русь образовывала первоначальную
правящую верхушку нового государства, объединив разрозненные
государственные и догосударственные образования на просторах востока
Европы. Их экспансия послужила, скорее, катализатором, чем причиной
образования Руси.
Почему же всё-таки без них не обошлось? Дело тут в том, что это
объединение было очень быстрым и внезапным, потому что его
целесообразность была связана с открытием новых торговых путей (таких,
как путь из варяг в греки), и создание единого государства,
контролирующего эти пути, сулило большие выгоды всем. Однако на
территории будущей Руси проживало много народов - как славянских, так и
неславянских - которые не хотели так просто уступать первенство соседям.
Здесь и пришлись к месту русы, которые были вроде как чужими всем
(вероятнее всего, скандинавами), вроде как открыли и освоили все эти
торговые пути и не имели прочной привязки ни к одному из этих народов.
Потому первенство русов оказалось устроившим всех компромиссом. Это
ничуть не принижает древних славян (а также, например, финно-угров), а
скорее хорошо говорит о них, ибо они сумели достаточно легко подняться
над племенными предрассудками и построить гораздо более эффективное
общество совместно друг с другом и русью.
Антинорманнская теория
Существует также альтернативная точка зрения по поводу происхождения
Рюрика. Что Рюрик был не скандинавом (викингом), а славянином, и никого
чужого русские князья не приглашали. Видными
антинорманистами были Михаил Васильевич Ломоносов и Дмитрий Иванович Иловайский. Из современных авторов можно отметить неоднозначного писателя
Михаила Задорнова. Его теория изложена в фильме
«Рюрик. Потерянная быль».
Аргументы в пользу антинорманнской теории:
- В «Повести временных лет» указано, что Рюрик был варягом, а
варягами назывались многие народы, живущие по побережью Балтики, в том
числе славянские; - В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков.
Если бы славяне призвали на правление скандинавов, то эти элементы
наверняка бы появились; - Скандинавия в то время была менее развитой, чем Русь. Призывать на правление человека из менее развитого региона смысла мало;
- В скандинавских сагах отсутствуют упоминания о плаваниях норманнов по порожистым рекам Руси;
- Кроме этого, скандинавские лодки глубоко погружались в воду и
просто не могли физически пройти по порогам, в отличии от славянских
лодок с плоским дном; - Иоакимовская летопись, относимая к 1740-х гг., представляет варяга Рюрика славянином;
- Из германских источников следует, что отец Рюрика был западным славянином.
Государственность славян до Рюриковичей
Впрочем, достаточно просто обратиться к анализу истории, чтобы
понять, что при приглашении Рюриковичей на княжение в Новгород стоял не
вопрос государственности или создания государственных институтов. Все
государственные институты были сформированы задолго до появления единой
княжеской династии. На тот момент Новгород являлся, по всей видимости,
центром крупного племенного союза славян на севере, а Киев - центром
такого же союза племен на юге. Это подтверждается археологами, которые
даже выделяют две архитектурных традиции, сложившихся еще в 4-5 веках.
Не просто так целью князя Олега в первую очередь стал Киев.
Князем в каждом племени и племенном союзе являлся военный вождь
(что, в принципе, указывается во многих источниках). Выбирался этот
вождь на время войны на вечевых сходах разных уровней. Первые из
Рюриковичей просто подстраивались под эту систему, становясь князьями и
принимая на себя схожие обязанности. Достаточно вспомнить только долгую
борьбу уже Московских царей с новгородским вечем (по всей видимости, это
было единственное вече, сохранившее в полной мере свои функции на
территории бывшей Киевской Руси).
Косвенным подтверждением существования такой государственной
системы является небезызвестная история смерти Игоря от рук древлян.
После убийства Игоря на его место стал претендовать древлянский князь -
Мал. Достаточно просто задуматься откуда у якобы диких славян (у одного
из самых замкнутых племен восточных славян - древлян) существовал свой
князь. Более того, князь Мал пытался воспользоваться древней традицией,
которая хорошо известна в Европе, у народов, которые уже обрели
государственность. Мал претендовал на все титулы и имущество князя
Игоря, в том числе на детей и его жену - княгиню Ольгу - по праву победителя.
В раннем Средневековье этой традицией пользовались часто. В конце
концов, большинство войн в Средние Века именно за титулы и велось.
Таким образом не так уж и важно, откуда именно мог происходить
Рюрик, поскольку сам акт приглашения его на княжение в Новгород являлся
всего лишь способом привлечь независимого от внутренних дрязг правителя.
Этим способом пользовались и многие другие народы Европы. И непонятно,
почему только для Руси факт приглашения правителя со стороны стал
интерпретироваться как «обретение государственности».
Точнее, понятно. В дорюриковские времена политические объединения
будущей Руси практически не имели прямых контактов со старыми
цивилизациями (как, например, древние германцы - с Римом, а Русь
позднее - с Византией). Объяснялось это банальной удалённостью. Описать
эти племенные союзы и государства, таким образом, было просто некому.
Первые же летописи Руси появились уже при Рюриковичах и, соответственно,
выполняли их политический заказ. Само собой, правящей династии была
очень выгодна точка зрения, согласно которой именно эта династия
принесла на Русь государственность и цивилизацию. Эту точку зрения
Рюриковичам и удалось сделать официальной на долгие века.
Кукийана, ас-Салавийа и ал-Арсанийа
Немало сведений сохранилось в арабских источниках. Большинство
произведений, где они встречаются, датируются началом 11 века, но, на
чем сходится большинство исследователей, используют данные гораздо более
ранние - 9 века. Эти данные получали от купцов и путешественников, в
том числе и из Армении.
Русов
три группы (аснаф). Одна их группа (кабил) называется равас, и
правитель (малик) ее живет в городе Кук(и)йана. Другая их группа
называется ас-Салавийа, и правитель ее живет в городе Салав. Этот город
[стоит] на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и
правитель ее пребывает в городе Арса. Город Арса - красивый укрепленный
город на горе, и местонахождение его - между [городами] Салав и
Кук(и)йана. От Кук(и)йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав
четыре дня [пути]. Купцы-мусульмане из Арминийи (Армения) доходят до
Кук(и)йаны. Что касается Арсы, то шайх ал-Хаукали сообщает, что никто из
чужеземцев туда не проникает, так как они обязательно убивают всякого
чужестранца, входящего к ним, и [поэтому] никто не отваживается войти в
их землю. От них вывозят шкуры черных леопардов и черных лисиц и свинец
140 - все это [вывозят] от них купцы [из] Кук(и)йаны
И.Г.Коновалова Восточная Европа в сочинении ал-Идриси М.: Восточная литература РАН, 1999
Арабские источники упоминают славян и их города. По современным
представлениям Кукйана - это, вероятнее всего, Киев. Салав, исходя из
имеющихся описаний, это город на территории Ильменских словен, бывший
столицей до Новгорода. А о местонахождении Арсы спорят до сих пор. Из
полутора десятков версий ни одна не получила пока достаточного
подтверждения. Надо сказать, что топонимы отличаются, но незначительно.
Во всяком случае, в 10 веке в арабских источниках твердо закрепляется
топоним ал-Русийа, который обозначает Киевскую Русь. В данном случае
речь идет об уже известном нам образовании единого государства Русь в 10
столетии.
Определенным намеком на местонахождение ал-Арсанийа можно
посчитать географию завоеваний Аскольда и Дира, а, затем, и Олега -
город мог находиться между Новгородом и Киевом.
Тех, кого смущает упоминание черных леопардов в приведенном описании, можно успокоить: вполне возможно, что речь идет о
черных бобрах.
Не понятно, насколько сильной была преемственность ал-Русийа от
трех предыдущих государственных образований. Но можно смело утверждать,
что Русь явно строилась не на пустом месте.
Византия
Нездоровое отношение к факту принятия христианства в России - один из эталонных завихов русофобов всех мастей.
Христианство рано или поздно приняли практически все страны
Европы - кто раньше, а кто позже нас. В раннее Средневековье это, помимо
всего прочего, являлось впитыванием элементов более высокой
цивилизации, хранящей традиции античного мира. В Византии эти традиции
сохранились и продолжали развиваться, как нигде.
Современная князю Владимиру Византия являла собою идеальный по
тем временам образец благоустроенного, относительно мирного, но мощного и
обороноспособного государства с блестящей культурой. Вся Европа тогда
была фактически её цивилизационной периферией, а формального разделения
западной и восточной церквей ещё не произошло. Однако Рим вёл куда более
активную миссионерскую политику, в то время как Византия, будучи и так
культурным центром всего христианского мира, тратила на это меньше сил. В
основном в её сферу влияния попадали славянские народы, давно
контактировавшие с ней (к примеру, болгары).
Следует отметить, что, принимая христианство с Запада, многие
правители таки руководствовались желанием приобщиться к культуре
Западной Европы. Но не потому, что она была какой-то особенно высокой, а
потому, что вставать против этой массы агрессивных феодалов - себе
дороже. Таким образом, принятое из Византии христианство было роскошью,
которую могли себе позволить только народы, не очень-то боявшиеся
западной экспансии.
До Владимира
некоторые деятелиРуси уже принимали христианство из Византии, но его отец князь
Святослав был талантливым полководцем и, в числе прочего, воевал с
Византией. Как видим, связи Руси со Вторым Римом были ко времени
Владимира уже долгими и разнообразными. С другой стороны, после
завоеваний Святослава Русь нуждалась в мирном развитии и дальнейшем
укреплении цивилизации. Принятие крещения из Византии было, таким
образом, уже предопределено, ни одного аргумента «против» не оставалось.
В итоге Русь начала перенимать культуру из самого центра
христианского мира. Но этот процесс не начался внезапно, а постепенно
вызрел задолго до Владимира в недрах самого русского государства. Что до
спекуляций на тему «лучше бы католицизм приняли» - по тем временам
христианство было единым, и именно Византия выглядела его центром. Русь
не просто вошла в цивилизацию - она вошла в первосортную цивилизацию,
при этом оставаясь собою. Что русофобам, понятное дело, не по нутру.
Отметим здесь также, что если бы Русь стала католической, вряд ли
она сумела бы восстановить политическую независимость после нанесённого
монголами удара.
Выводы о мифе
Никакой научной основы миф о привнесенной норманнами государственности для Руси под собой не имеет.
В истории вообще не было культур, существовавших полностью
независимо. Славянская и, позднее, русская культуры исключениями не
были. Находясь постоянно в окружении самых разных культур, наши предки
строили свою, очень быстро развивавшуюся. За раннее Средневековье
восточные славяне проделали путь от небольшого праславянского племени к
огромному государству, в культурном отношении стоявшему ничуть не ниже
тогдашней Западной Европы.
Народы, вливавшиеся в Русь (в основном - восточные славяне),
создавали её своими силами, попутно сплавляясь в единый русский народ.
Все контакты и заимствования лишь укрепляли русскую цивилизацию, но не
подменяли её собою. И уж тем более никто не принёс её извне.
Россия - не наследница Киевской Руси, а хрень с горы
Очень любимый русофобами тезис. На основании того, что Россия начала
формироваться на землях Северо-Восточной Руси (изначально бывшей
окраиной) утверждается, что там сложился какой-то другой народ, безо
всякой преемственности к Руси. Некоторые особо неадекватные даже
отказывают русским в принадлежности к восточным славянам. Как вариант,
часто встречается миф, что Россию из Руси создала Орда.
В реальности Северо-Восточная Русь стала общепризнанным центром
русских земель ещё до монгольского нашествия. Произошло же это вот как.
Лествичное право, которым с самого начала руководствовались
Рюриковичи, первое время давало более мирное сосуществование феодалов и
более единое государство, чем в западных странах. Суть этого права
сводилась к тому, что удел передавался не от отца к сыну (как в Западной
Европе), а от старшего брата к младшему и только после всех братьев - к
следующему поколению. Но ко времени Владимира Мономаха распри князей
начали превращаться в полный кошмар - расплодилось слишком много разных
ветвей, и каждая из них хотела власти.
Сначала Мономах, а потом и ближайшие Мономашичи стали делать
ставку на Северо-Восточную Русь, в которой стремительно возникали
многочисленные новые города и поселения. Здесь, на окраине, за которую
не шло ранее страшных распрей различных ветвей Рюриковичей, было проще
укрепить власть одной из них. Если Юрий Долгорукий, укрепившись на
Северо-Востоке, попытался княжить в Киеве (где не нашёл понимания у
местных и, вполне вероятно, был ими отравлен), то Андрей Боголюбский не
захотел наступать на те же грабли и противостоять всем южным князьям
разом, а перенёс великое княжение к себе во Владимир, попытавшись
максимально ослабить Юг. Таким образом, Мономашичи спасли хотя бы часть
Руси от вечных разрушительных усобиц, где уже вообще непонятно было, кто
против кого. На Северо-Востоке был заложен первый камень в здание
единой, свободной от феодальных распрей Руси. В здание России.
Центр государства переместился туда же, и это признали все
русские князья. К сожалению, Мономашичам на Северо-Востоке не хватило
времени для объединения государства - помешало монгольское вторжение.
Однако если бы это единство не начало строиться, после удара монголов и
одновременного натиска с Запада, скорее всего, не видать бы восточным
славянам независимого государства, как своих ушей. Вообще никогда.
Итак, Россия - не просто крупнейшее восточнославянское
государство и прямая наследница Киевской Руси, но и страна, благодаря
которой, вероятно, восточные славяне вообще имеют сейчас независимую
государственность. И история Руси - это наша история, общая с Украиной и
Белоруссией. Любая иная трактовка - миф.
Пётр I сломал всё
Этот миф существует в двух основных вариантах:
Вариант 1: кровавый тиран Пётр не оставил камня на камне
от традиционной русской культуры и государственности, разрушив всё до
основания, а затем воздвигнув на этом месте Ад по капризу своей левой
пятки, между служением Бахусу и употреблением антихристова зелья;
Вариант 2: косная лапотная Расея, окоченевшая во тьме
веков и прозябавшая без жизненно необходимой европейской цивилизации,
была переустроена блистательным гением Петра в худо-бедно настоящую
страну, хоть, конечно, и не дотягивающую до Эльфийского Запада (да
простят Валар это кощунственное предположение!), для чего, увы, пришлось
действовать по-расейски варварскими методами.
Оба варианта являются потенциально русофобскими, пожалуй, в
равной степени - невзирая на то, что их носителями зачастую являются
люди, называющие и даже искренне считающие себя патриотами. В реальности
реформы Петра были подготовлены поистине бешеным развитием России в
XVII столетии после Смуты и логически его завершали.