В подтверждении недавно запощенной цитаты из интервью (о том, что
книжные магазины берут минимум экземпляров новых книг, не выставляют их на полки и возвращают издательству как непроданные) свежие цифры из обзора Ъ-деньги:
«…лишь треть издаваемых книг находит своего покупателя…
…в лучшие советские годы во всем СССР издавалось порядка 85 тыс. наименований книг и брошюр [в 2009 году же ожидается 130 тыс. наименований, что на 6% больше чем в 2008]…
…Но суммарный тираж всего этого разнообразия меньше советского почти в четыре раза [т.е. около 450 млн., соответственно - средний тираж ≈ 3 460 экз. (и это включая такие миллионики как учебники и т.п. массовые издания)]
…в Москве работает один книжный магазин на 20,7 тыс. человек, в регионах - один на 66,1 тыс. человек. В США на один книжный магазин приходится 2,94 тыс. человек, в Европе - 6-13 тыс. человек. При этом доля читающей публики в России и Америке одинаковая: регулярно или время от времени книги читают около 50% населения.
…в период кризиса в разных регионах падение спроса составило 30-50%, в крупных городах - 5-10%...
…закрылось более 200 крупных книжных магазинов…
…розница стала чудовищно задерживать платежи: раньше издательства ждали своих денег по три месяца, а теперь ждут по девять и больше…
…Сами издательства пытаются как-то выправить положение, объединяя усилия в развитии розницы, но все перекосы рынка от этого лишь еще больше усиливаются. Несколько лет назад крупнейшие издательства - "Эксмо" и АСТ - обзавелись собственными проектами в сфере ритейла… издательства предпочитают продавать в своих книжных только свои книжки…
…Ad Marginem перешло на эксклюзивное распространение в АСТ [владелец Тельман Исмаилов, он же бывший владелец Черкизовского рынка и др., сейчас, кажется, в бегах] …сегодня в связи со столь плачевным состоянием розницы выхода другого у него нет…
Альтернативные же книжным магазинам каналы продаж хотя и появляются, но погоды пока что не делают. Через интернет (включая сайты издательств и независимые онлайн-магазины) сегодня продается всего лишь 6% книг. Впрочем, динамика здесь очень приличная, учитывая, что в крупнейшем интернет-магазине OZON.ru в первом полугодии 2009 года продажи выросли по сравнению с первым полугодием 2008-го более чем на 30%. Другой свежий канал продаж, обнаруженный издательствами в последние годы,- супермаркеты и гипермаркеты. Уже 10% книг продается через них, но, как выясняется, не спасет себя книжный рынок, встав на одну полку с колбасой. По данным розничных сетей, продажи книг в кризис сократились больше, чем продажи иных товарных позиций.
…"Если на Западе бестселлер начинается от продаж за год миллиона книг, то у нас несколько лет назад 300 тыс.- это уже мегахит. А сейчас мегахит - продажа за год 30 тыс. экземпляров.И таких хитов - перечесть на пальцах.
…"Если раньше, приезжая на Франкфуртскую книжную ярмарку, российские издатели скупали практически все зарубежные проекты, то на последней выставке куплено было всего несколько". Но зато очень дорого… главное - просто заполучить бренд и использовать его в качестве собственного пиара. А восполнение затрат перекладывается на другие проекты…
Подорожали и российские старые бренды. … писатели вроде Пелевина и Сорокина уже могут запросить за новый роман аванс в полмиллиона евро.
…По словам главного редактора издательства Ad Marginem Александра Иванова, проблема отсутствия новых коммерчески успешных проектов появилась значительно раньше финансового кризиса. "За последние пять лет не появилось ни одного нового автора, который бы вызвал хоть какой-то резонанс, а на Западе появился, и не один,…”
…Увеличение ассортимента, о котором с энтузиазмом рассказывают чиновники, проистекает в основном из средних и мелких издательств, которые как раз и испытывают сложности с распространением. Стоит заметить, что именно в этом сегменте и образуется лавина проектов, никак не ориентированная на коммерческий успех. Издание книг - дело, которым хотят заниматься очень многие, и это недорого. Есть огромное количество меценатов, спонсирующих выпуск книг, и еще больше издательств, ориентированных на вкусы этих меценатов, а вовсе не на рыночные реалии…
»