Как мы готовим доклады?

May 27, 2014 23:28



После того, как я опубликовала Андрюхины доклады для окружающего мира и конференции, я получила несколько писем с просьбой рассказать, как мы их готовим, что конкретно делает ребенок, а что делаю я.

Доклад по окружающему миру предполагается на 2-3 минуты, тема обычно нам давалась весьма вольная (например, «Животные и растения тундры» - можно как общий доклад, так и выбрать конкретного представителя). Обязательное условие доклада - ребенок должен рассказывать сам, а не читать с листа. Презентации были по желанию. Можно было принести просто картинку или книжку с иллюстрацией, и учительница показывала ее с документ-камеры.

Мы обычно делали презентацию. Правда иногда она состояла из одного единственного слайда.

Основной моей задачей при подготовке этих докладов я для себя определила научить ребенка эти самые доклады готовить. Объяснить, как это делается. То есть за него я практически ничего не делала - делал либо он сам, либо вместе.
Единственное, что я делала сама полностью (его привлекала всего пару раз, когда было время на это) - это искала материалы. Это порой занимало прилично времени, а я все же стараюсь ребенка у компьютера держать поменьше. Да и интернет - такая коварная штука:  на самых казалось бы безобидных сайтах, ориентированных на детей, вполне может вылезти какая-нибудь непотребщина… Так что я сама, пока он учил другие уроки, искала статьи, собирала их в один файл (просто копировала друг за другом), печатала и давала ему. Обычно было 3-5 статей по теме.

Дальше мы вместе составляли план доклада. Я хотела, чтобы он сам, но пока сложновато, так что приходилось помогать. Например, если это рассказ о животном, то надо рассказать что это за животное, как оно выглядит, где живет, образ жизни, чем питается, какие у него есть враги и другие проблемы, желательно еще о его роли в природной зоне. Составили такой план, каждый пункт пронумеровали.

Затем Андрей сам читал все статьи и отмечал карандашом, какой абзац к какому пункту плана относится. Честно говоря, это оказалось довольно таки сложной для него задачей. Поначалу отмечал что-то вообще не в дугу, приходилось переделывать уже вместе, с обсуждением. Под конец учебного года делал уже значительно лучше, хотя все равно кое-что потом подправляли.

После того, как мы его пометки утвердили, он садился за компьютер, открывал новый документ в Word и разносил отмеченное по соответствующим пунктам. То есть писал заголовок: «1. Как выглядит?» и туда копировал из моего файла со статьями абзацы, которые в распечатке были помечены цифрой 1. Затем второй пункт плана, третий и т.д. Получался документ с заголовками, под которыми разрозненные куски из разных статей на одну и ту же тему (частично повторяющиеся).


Затем снова в игру вступала я. Мы садились вместе и пытались из этих разрозненных кусков сформулировать нечто цельное, удобоваримое и, по возможности, с простыми формулировками. Тут уже я активно включалась, но старалась не просто делать сама, а объяснять, обсуждать. Показывать на что надо обращать внимание… Например, вслух читала получившийся текст, чтобы понять, где спотыкаешься из-за плохой формулировки, где слова повторяются одни и те же и это режет слух и т.д. В общем, делала-то преимущественно я, но старалась по максимуму привлекать к процессу или хотя бы пояснять свои действия - почему я делаю так, а не иначе, для чего это нужно. В итоге получался черновой текст, который мы печатали на бумаге.

Андрей начинал его учить. Я настоятельно рекомендовала ему читать и пересказывать вслух, чтобы работала и зрительная, и слуховая и моторная память. Учить ему было очень тяжело: он почему-то легко запоминает художественные тексты, а что-то «научно-популярное», ну вообще никак… Почти весь год мучились с подготовкой домашних заданий по окружающему миру из-за этого… У него получалось, как у той собачки: «все понимаю, а сказать не могу»… При этом художественные тексты любой сложности после пары прочтений чуть ни наизусть шпарит.

Через какое-то время я проверяла, как он выучил, и мы выявляли места, которые ему сложнее всего запомнить. Эти места или переформулировали попроще, а порой даже выкидывали вовсе. Иногда (если ни то, ни другое сделать не получается) выносили на слайд презентации, чтобы он мог подсмотреть во время доклада. После переделки текста он шел учить снова.

Через какое-то время я снова проверяла… Видела, что все равно спотыкается порой, забывает. Тогда мы решили делать шпаргалки - маленькие бумажки, где нет текста как такового, а есть только опорные слова, на который можно быстро глянуть и вспомнить. Но тут был прокол: шпаргалки мы стали делать, как я бы себе делала - что-то вроде плана. В итоге они его еще больше отвлекали, так как он тратил время, чтобы прочитать план, а потом все так же мучительно вспоминал формулировки… Не получалось у него рассказывать своими словами - язык пока ни настолько хорошо подвешен… Тогда я обратила внимание на то, что обычно ему достаточно сказать 1-2 слова по тексту и дальше он продолжает сам… И мы стали делать шпаргалки с теми самыми 1-2 словами, причем именно в тех фразах, которые ему были нужны.

Дальше он шел учить дальше уже со шпаргалками. И после этого по шпаргалкам обычно уже хорошо рассказывал. Учительница его очень хвалила всегда за качество выступления.

И где-то в процессе учения мы делали презентацию. Как Вы видели, презентации у нас были простенькие, делал он их преимущественно сам под моим руководством и с небольшими моими коррективами. Картинки вместе искали в сети, обсуждали, какие лучше взять. И еще нужно было сдать печатный доклад - его делали с шаблонным предустановленным в Word дизайном (шрифты, заголовки и т.д.). Обычно это был просто текст устного доклада с 1-2 картинками. Обычно тоже делал сам.

На подготовку одного доклада уходило обычно 2-3 дня (приходилось чаще всего этим заниматься во время учебной недели).

Как-то так…

Конференцию, конечно, было сложнее готовить… Там и материала было очень много, статей много перелопатили… Исследования проводили… А уж каких трудов стоило выучить этот текст… Как вспомню, так вздрогну. Но рассказывал в итоге очень хорошо

За лето я планирую, что он будет осваивать 10-пальцевый набор на клавиатуре, и будем продолжать учиться пользоваться разными приложениями офисными. Надеюсь, что это позволит на следующий год ему быть более самостоятельным в плане подготовки докладов.

Оставить комментарий |
комментариев

Окружающий мир для детей, Школа, Как научить-показать-объяснить?

Previous post Next post
Up