Чтобы что-то изменить мне придётся умереть.
Z
Фильм довольно тяжёлый, несмотря на тот факт, что откровенной, как сейчас говорят «чернухи» там нет. Довольно банальная на первый взгляд история про несправедливость, самоуправство и безысходность. Эдакая современная версия «Униженных и оскорблённых».
Надо заметить, что традиции изображения человеческих страданий, достоевщина, кажутся мне краеугольным камнем русского народного творчества и не Достоевским они, разумеется, придуманы. Неизбывная тоска испокон веков была излюбленной темой народных песен («Лучина», «Сторона ль ты моя, сторонушка»,
http://a-pesni.org/bezzem/storonalty.htm). Конечно же, были и жизнерадостные песни, но вот что я хочу здесь сказать - такому фильму было, откуда взяться. И мне совершенно не удивительно, что родился он здесь, у нас - на Руси.
Считаю, это очень правдивый фильм. И это то, что делает его ценным именно для меня. Не соврали ни режиссёр, ни актёры ни оператор. Ребята, ТАК правда бывает.
Слышала я много разных мнений - и что мата в фильме много, и что русофобский он, и, мол, опять про тлен снимают, какое мнение о нас будет у «заграницы».
Друзья, ну что вы! Мата там ровно столько, сколько есть в жизни обыкновенного человека, живущего и работающего на земле (а то, может, и сильно меньше), никакой русофобии там я не увидела, наоборот, увидела любовь к простым и несчастным людям, а за границей будет ровно тот же спектр мнений, что и на родине - люди-то все разные.
Конкретно для меня «Левиафан» про многое: про поиск своего места в мире, про иллюзии, про слабость, про безвыходность, про лицемерие, предательство, про важность взросления, людей как орудие случая, про то, что больше правда некуда бежать.
Думаешь, что у тебя что-то есть, что ты что-то создал, построил - есть дом, своё дело, жена и ребёнок, и эту опору выдёргивают у тебя из-под ног в считанные недели. Ты остаёшься не только ни с чем. Ты - унижен. Властью, растоптавшей твоё достоинство, отобравшей у тебя и дом, и заработок, любимой, изменившей тебе, а потом прыгнувшей со скалы в море оттого, что, скорее всего, ей было плохо с тобой, друзьями, для которых твоя жизнь - игрушка, знакомыми, обвинившими тебя же в убийстве любимой женщины. Все отвернулись, даже те, с кем вчера была, казалось, настоящая дружба, кто любил тебя. Ты остаёшься один на один с произошедшим и когда все покинули тебя, ты поднимаешь глаза к небу и спрашиваешь: «За что? За что Ты, Господи, посылаешь мне это?» И, вот она - реальность: ответа нет. Нет ответа - даже Бог тебя оставил. Многим так или иначе доводится испытать подобное отчаяние и «Левиафан» - именно про это. Он учит открывать глаза, избавляться от иллюзий, вырастать.
Главный герой сражался, сражался с ветряными мельницами как умел. И в этом наша беда. Мы уже больше не подставляем молчаливо плечи под плеть, мы хотим бороться, но как именно это делать - не знаем. Нам кажется, что открытая и честная борьба принесёт победу. Но такого не бывает даже в спорте. И нужно взрослеть, нужно открывать глаза свои на эту бессмысленную случайность, названную жизнью, нужно уметь отступать, уходить, понимать, что где-то есть предел твоих возможностей и разумнее сохранить безопасность семьи, чем ценой её благополучия доказать что-то кому-то. Простой пример того, как можно потерять всё напрасно. Человек может позволить себе такую роскошь только в том случае, когда у него нет семьи. И всё равно, думаю, это будут напрасные жертвы.
Это не значит, что систему нельзя поменять, не значит, что нужно молчать и, простите, жрать всё, что тебе скармливают более сильные. Но надо трезво оценивать свои возможности и действовать разумно, понимая, что далеко не всегда зло наказывается, а добро торжествует. Вернее даже сказать, мало когда.
Это лишь малая часть тех вопросов, которые поднимает этот фильм.
Очень хорошо вплетён в него и религиозный компонент, если так можно выразиться. Верой в фильме не обладает никто - ни высшие духовные чины, ни простые сельские священники, что уж говорить об обычных людях, воспринимающих Ветхий и Новый Завет натурально как сказку, но в то же время своей жизнью проживающих некоторые библейские события. Хороший парадокс получился. В фильме прямо вспоминают ветхозаветного Иова, который потерял всё, даже уважение людей, но не роптал на Бога, принимая от него и блага и горести. За это, испытав терпение Иова, Господь наградил его долголетием, ещё большей семьёй и богатством, чем прежде. Разница лишь в том, что герой фильма не просто не получает ничего за свои страдания, его добивают, как раненого кричащего зверя, и нет, получается, в этом мире никакого Добра - ни на Земле, ни на Небе.
Фильм, на мой взгляд, действительно серьёзный, сложный, многоплановый, настоящий и более чем достойный различных премий в области киноискусства.
Но второй раз я его смотреть не стану.