«Вниз по реке теснин»: о романе Алексея Иванова

Jan 04, 2023 19:24



Хочется поговорить о книге современного писателя Алексея Викторовича Иванова «Золото бунта, или Вниз по реке теснин». Хотя роман написан достаточно давно, семнадцать лет назад, его по-прежнему читают, издают, спорят о нем. Это не легкое чтиво, а динамичный, познавательный и захватывающий текст об истории и жизни Среднего Урала конца 18 века. В определенной степени можно считать энциклопедией обыденной, повседневной жизни уральских рабочих начала промышленного развития Урала. И удивляет, что автору удалось такой тяжелый материал переработать во вполне увлекательную современную книгу.
Главный герой - молодой парень Осташа Переход весь роман пытается найти причину гибели отца, легендарного сплавщика Петра Перехода, которого и обвиняют, и подозревают в связях с «демидовской казной Пугачева», откуда и название «Золото бунта». Ему это нужно и для того, чтобы подтвердить честное имя отца, и для собственной профессиональной карьеры сплавщика. Тут надо немного рассказать, кто такие сплавщики и почему Осташа так хочет им быть. Известно, что чугун варили примерно в тех местах, где ныне Екатеринбург, но никаких железных дорог тогда не было. Вывозить металл можно было только по рекам, а поблизости река Чусовая, которая впадает в Каму. И вот наши предки приспособились сплавлять железные чурки по Чусовой, но так как река обычно мелководная, делать это можно только во время ледохода. И вот примерно в апреле вместе с льдинами по реке неслись барки с металлом, постоянно натыкаясь на скалы. Сплавщик был вроде лоцмана по Чусовой, его задача вести барку так, чтобы она не разбилась. Это считались высококвалифицированные рабочие, можно сказать, элита. Чтобы быть сплавщиком, надо иметь великолепную память, потому что записей неграмотные тогда рабочие не делали, и сильную волю, чтобы вести барку в этом сумасшедшем сплаве.
Сам Осташа вызывает крайне противоречивые чувства: с одной стороны он прав, и именно его отец в романе показан, как носитель лучших народных черт, и Осташа вызывает сочувствие своим стремлением стать таким как отец; с другой, Осташа пока героем не является, он скорее подросток, причем испуганный и озлобленный, который защищается от «свинцовых мерзостей жизни»(слова М. Горького). В романе ему от 17 до 18 лет. Он только становится личностью, и то, вплоть до конца романа это не очевидно. Осташа - наследник сплавщика, специалиста своего времени, но, потеряв отца, у него остался небольшой выбор: либо в рядовые рабочие с постоянной занятостью и маленькой зарплатой, либо в маргинализованные слои типа бандитов или черных золотоискателей. Второй слой ему был нужен еще тем, что только там он сможет найти информацию о гибели отца. И вот он оказался на «дне жизни, заполненном свинцовыми мерзостями». И весь роман он ведет себя эгоистично, потому что занят только самозащитой. Помимо поиска информации об отце, он то убегает, то прячется, сталкивается с разными людьми, часто людьми страшными.
Кроме этого, в романе Иванова много мистики, описания разнообразных «толков» и суеверий, бытующих в этих краях в то время, чертовщины. Считается, что в основном эти «учения» автор сам выдумал, но кто знает: известно, что 17 - 18 века - время разномыслия, когда разные «толки» формировались как грибы после дождя.
Во всяком случае, впечатление такое, что автор пытался выложить все свои краеведческие знания. Возможно, поэтому лучший персонаж романа - река Чусовая, и она же истинная любовь Осташи. Он не женщин любит, он любит землю, по которой течет река Чусовая. Женщинами он только пользуется.
Вообще Иванов народ не идеализирует: «Может, воли и не было… А правду он все ж таки объявил: звериный лик у народа, - сказал Осташа.
- И опять не то. Пойми ты, нету у народа лика. И Пугач о том первым догадался. Народ таков, каково дело, которое он делает. Шел Пугач против бога и царя - и народ беса тешил. Для нас, парень, дело первее души. На что царь наставит - таковыми и будем. Прикажет младенцев резать - всех вырежем. А прикажет своими телами к правде дорогу выстелить - выстелим. Что угодно можем, если прикажут. И вся воля народа - только царя царем считать или в цари самозванца пихнуть». (фрагмент беседы Осташи с солдатом).
Как роман появился, так не утихают споры о том, к какому жанру его следует отнести: вроде исторический, но много мистики; приключенческий, но слишком напряженное действие; «роман взросления», но Осташа настолько трудно взрослеет, так много грехов и гордыни проявляет, что общее мнение так и не сложилось, каждый читатель сам определяет, о чем это произведение. Роман постоянно требует думать о жизни, судьбе, истории нашего народа.
И он как-то сразу вызывает ассоциации с некоторыми классическими произведениями. Например, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя - и там, и там черти или другая нечисть буквально всегда рядом. Но если у Гоголя это весело, то у Иванова - жутко. Или хрестоматийное - «Капитанская дочка» Пушкина. Образ Пугачева, и главное, пугачевского бунта. Гринев, и кажется, его звали Петруша в семье, сталкивается с историческими событиями. Осташа с последствиями этих исторических событий. И Алексей Иванов ясно показывает, что к любому историческому событию обычно примазывается куча «обиженных» подонков, типа Швабрина, которые любую борьбу за свободу превратят в свой произвол. А еще есть «Гамлет» Шекспира с главной темой - отомстить за отца. Осташе, в отличие от Гамлета, это удалось, и остался живым при этом.
Роман «Золото бунта, или Вниз по реке теснин» настолько насыщен смыслами, информацией, фантазией автора, что он, похоже, уже стал классикой русской литературы. Он живой, спорный, актуальный. И он рисует образ горнозаводского Урала, а наш Новотроицк - самый южный и молодой город в этом социокультурном регионе.

современная литература, Иванов, русская литература

Previous post Next post
Up