Для сообщества
techmonumentsАвтомобиль или танк на постаменте всегда более символ, чем конкретная машина, с паровозами уже сложнее, корабль практически всегда имеет свою собственную историю. Представьте себе, что на борту корабля у Петроградской набережной написано "Паллада"
Корабль Его Величества Белфаст ничам особым не прославился. Легкий крейсер, вошел в строй буквально за месяц до войны, активно воевал, подорвался на мине, участвовал в охране северных конвоев, участвовал в бое у мыса Нордкап, участвовал в охоте на Тирпиц, занимался поддержкой высадки Союзников в Нормандии, участвовал в войне с Японией, участвовал в Корейской войне, выведен из состава флота в 1963 году. Сейчас в статусе музейного корабля стоит на Темзе недалеко от Тауэрского моста. Одна из достопримечательностей Лондона, больше миллиона посетителей, штаб квартира лондонского морского кадетского корпуса etc...
Значительно интереснее (ну по крайней мере, мне) история про то, как он туда попал.
Итак в 63 году крейсер Белфаст списан в резерв и к 67-му году ожидает в Портсмуте своей очереди на разборку. В это время Имперский военный музей ищет себе стандартную морскую башню с 6" орудиями. В этих поисках представители музея осматривают в 1967 году такой же легкий крейсер Гамбия, списанный за пару лет до Белфаста и тут кто то произносит "А давайте вместо башни заполучим себе весь корабль". Идея понравилась, сначала обдумывали именно Гамбию, но его состояние к тому моменту было достаточно плохим и по этому обратили внимание на Белфаст. Комисия Военного музея, Морского музея и Военного министерства признали идею осуществимой, осталась одна проблема, правительство за это платить отказалось и в апреле 1971 года приняло решение окончательно корабль списать. Тогда "группа товарищей" не согласных с этим решением создала трест по спасению корабля и начала всячески давить на правительство. Правительство не долго сопротивлялось и буквально через пару месяцев, в июле, согласилось передать корабль тресту, но денего все равно не дало. По-этому следующие семь лет все делалось на пожертвования, самые разные, например некая пекарня пожертвовала муляжи хлеба для экспозиции.
Таким образом корабль остался цел, првительство сэкономило, а Военный музей остался и без башни и без корабля.
Так или иначе уже 15 октября 71-го года корабль пришвартовался на своем нынешнем месте (для этого, кстати дно реки под ним пришлось существенно углубить) и уже 21 октября открыт для посетителей. Специальным решением Белфасту было разрешено поднять военно-морской флаг.
В 1977 году денежные дела треста оказались совсем плохи и Военный музей после 10-летней истории все таки получил корабль себе.
Ну а теперь собственно картинки:
Вид со стороны носа. Крейсер окрашен в четырехцветный деформирующий камуфляж
2. Две трехорудийные 6" носовые башни. Среднее орудие сдвинуто назад примерно на 30" для улучшения внешней баллистики при стрельбе полными залпами
3. Передняя мачта и две башни из 6-ти со спаренными 40 мм зенитными Bofors Mk.V. Решетчатые мачты появились на Белфасте только во время последнего переоборудования в конце 50-х годов вместе с современным на тот момент радарным оборудованием, до этого мачты были трехногие
4. Бофосы более крупно
5. Башня спаренных 4" орудий двойного назначения. всего таких орудий 8
6. Долгое время крейсер нес собственные самолеты - 3 гидроплана и все сопутствующее оборудование - катапульту, ангары, краны. Но в конце Войны самолеты убрали, а катапульту и ангары демонтировали. И естественно уже не восстанавливали. А жаль... Ну хоть кран остался.
7. Кормовые трехорудийные 6" башни
8. Они же чуть крупнее на фоне небоскребов Сити
9. Задняя мачта и еще одна пара 40-мм Бофосов. Такое впечатление, что какие то реставрационные работы на корабле ведутся постоянно. Например в 2010 году проржавевшие мачты были заменены новыми. Делали их, кстати, на Северной верфи в Питере.
10. Бофосы крупнее
11. Тот самый военно-морской флаг
12. Корма на фоне Сити
13. "Подымитесь на борт и исследуйте Белфаст" В момент открытия, в 1971 году посетителям были доступны верхняя палуба и носовая надстройка, сейчас - 9 палуб.
14. Несколько видов со стороны кормы. Все три - панорамки, если целкнуть раскроются в полный размер - что то около 6-7 К пикселей
15. Соседство с Сити завораживает, как напоминаниео том, что "Хладное железо властвует над всем", хотя скорее в интерпретации барона, а не Киплинга
16.
17. На карте это здесь. Хотя и без карты незаметить его трудно, Лондонский мост с одной стороны, Тауэрский- с другой, тауэр прямо напротив
Такие дела,
Лондон, UK, Октябрь 2017