Старенькое. Ода пешей ходьбе

Jun 25, 2015 15:31


Из газеты "Дуэль" (2006 год)

Ну не нравятся мне личные автомобили... Очевидно, что агрессивное продвижение на рынке новых марок продукции - способ существования капитализма. Неважно, будь-то табак, алкоголь, автомобили... Однако, расхожая в советское время фраза «автомобиль - не роскошь, а средство передвижения» теперь является спорной, если принять во внимание пробки, ставшие визитной карточкой  не только крупных городов. Кому-то очень невыгодно развивать общественный транспорт...

Почему я должен задерживать дыхание при близком прохождении автомобиля? Захлопывать форточку при торможении или отъезде железного мустанга от подъезда (я живу на втором этаже), чтобы комната не наполнилась вонью. Автомобилям свойственно обдавать грязью и пылью (когда идешь по проселочной дороге). Борзые автолюбители не упускают случая помыть своего красавца в великой русской реке (рядом с купающимися людьми).

Но не эти мелочи (для многих) формируют мое отношение к личным автомобилям. Десятки тысяч граждан ежегодно погибают в дорожных происшествиях. Однако не только это главное. Скрюченный «автомобильный» образ жизни не является естественным для человека и потому сокращает жизнь в результате букета «шоферских» болезней. Поэтому, увидев навороченную модель, испытываешь не зависть, а жалость к соотечественникам со светящимися от счастья лицами.

Кому-то покажется парадоксальным, но владелец автомобиля добровольно (!) ограничивает свою свободу. Например, в нашем городе к Волге (которая протекает через весь город) можно спустится только в двух местах в районе моста. Однако появление автомобилей на набережной центрального пляжа вызывает неудобства для «безлошадных» 99,99 процента отдыхающих. Живописные волжские кручи и многочисленные дикие пляжи (куда там Анталии!) доступны только любителям пешей ходьбы. А сколько формальностей приходится терпеть автолюбителям (техосмотры, страхование, любезное сопровождение ГАИ-ГИБДД, и т.д.)? Любые трудности переносят, лишь бы «отмазаться» от естественного и полезного хождения пешком...

Съездить за город на личном внедорожнике, может быть, и приятно, но автомобиль воспринимается на природе как инородное тело, а рев из динамиков на фоне пения птиц иначе, как извращением, назвать трудно. Теперь во многом утрачены советские традиции - туристические походы с рюкзаками. Настоящие туристы теряются среди так называемых автотуристов, а средняя продолжительность жизни в России неумолимо сокращается. Называется, за здоровьем съездили: сложились вдвое - доехали, поели, сложились вдвое - уехали? Деформация в автомобильном кресле даже не слишком наполненного желудка и кишечника гарантирует неприятные последствия... А ночевка в автомобиле - не ночь в палатке на сырой земле, откуда закалке взяться? Нельзя не упомянуть о нервной системе. Ей-то каково - не ты, так тебя... Вот где простор для реализации национального проекта по народосбережению!

Многие мои знакомые для сохранения физической формы ощущают потребность совершать пешие прогулки, например, до места работы. Такие люди, как правило, источают оптимизм и демонстрируют творческое долголетие. Маршрут просчитан, вероятность транспортных происшествий минимизирована, поэтому такие люди не опаздывают на работу. Неприятно опаздывать, сам из-за этого, будучи студентом, добегал строго за 70-75 минут до института по маршруту трамвая, пересекая город с юга на север.

Сейчас подвижной состав и график движения трамваев сокращен (электричество в Эрэфии дорогое), и эта трасса загазована маршрутками и личными автомобилями. От подобных пробежек теперь больше вреда, чем пользы. Приходится удлинять маршрут, обходя экологически ущербные места, захватывая парковую зону, а то и вовсе следовать частично по берегу Волги. Затраты времени увеличиваются в 2 - 2,5 раза, но после такой прогулки отдых уже не требуется, как после пребывания в душном и переполненном верещанием сотовых телефонов транспорте, а настроение приподнятое.

Скажете, что обладатель личного транспорта уже давно дома, рекламу слушает. Однако для сохранения физической формы (чтобы за километр пузо не было видно) счастливцу придется специально потратить большее время на спортзал, тренажеры и т. д. Не забудьте о том, что техника требует ухода - «это не я имею машину, это она имеет меня» (Г.Заречный).

А как же дача? На чем перевозить стройматериалы для садового домика? Маршрутка - не автобус, не только пакет досок не загрузишь, но и рюкзак не протолкнешь. Да пешком, на горбе, вместо занятий в элитном клубе! Это увлекательно, а главное, естественно, в отличие от  онанирования тренажерами. Например, я соорудил пятиместную трехкомнатную лачугу, таская отбросы со свалки (5 км) и бревна из обгоревшей сосновой посадки (3 км). Кухня (на кирпичном таганке) и туалет отдельно. Жить в этом «коттедже» можно, начиная со дня советской космонавтики, до праздника Великой Октябрьской социалистической революции.

Садоводы возмущены драконовскими тарифами перевозок на участки. Как бороться с этим подручными средствами и окупить затраты? Очень просто - ночуйте в саду! Пятнадцать лет назад я начал с голых шести соток. «Реформы» тогда уже начались, поэтому на транспорте экономил. Пришел на участок, вырыл яму в полметра глубиной и площадью два квадратных метра, натянул сверху полиэтиленовую пленку, переночевал. Обуревала жажда строительства - углубил окоп, сделал земляной бруствер на трех пехотинцев (от ветра) и водрузил на западную сторону свою первую автомобильную крышу. При этом на спящих должны были попадать первые лучи солнца, согревая их, и «эффект погреба» сглаживался. Пользовались этой землянкой три года. На четвертый год паводок был поздним. Приходим в конце мая, а в «окопе» - озеро. Так я отказался от землянки и остановился на теперешней конструкции.

Только ночуя в саду, можно переделать все дела и получить полноценный отдых. Не посмотрев вечерние телепередачи, вы станете здоровее физически и нравственно. Нередко я ночевать еду в сад прямо с работы и возвращаюсь из сада на работу. Удивляюсь, что люди, маниакально повинуясь рекламе, едут отдыхать за тридевять земель. Зачем вам берег турецкий с подогнанными к одеялам пододеяльниками? Главное, чтобы недалеко от вашего участка был источник воды (река или родник). Необходимо готовить пищу, освежаться в жару и даже мыться с мылом при длительных пребываниях. Такая технология садоводства (наездами, на несколько дней) окупает с лихвой транспортные расходы, сокращая барыши автомобилистов-капиталистов. Иногда я совсем лишаю их дохода от своего существования, дойдя за три часа (15 км) от участка до трамвайной остановки, чтобы поддержать этот вымирающий вид транспорта.

Что я все пешком, пешком? Без автомобилей ведь не обошелся. Вон крыши кабины микроавтобуса и ЗИЛ-130 (военная - сносу нет!). А вот большая крыша одной из первых моделей «жигулей». Ее я три года назад отрубил за два часа обычным топором от выброшенной машины, залез под трофей и пошел-пошел. Одна прохожая от удивления сказала: «Ты что, сынок, машину нашел?». Таща крышу, я не думал, что на следующий год садоводам дадут под дых, открыв пункты приема черного металла. В прошлом году сперли ограждение участка, а в этом году - водопроводные трубы. Жду, когда «угонят» три моих «машины». Вот тогда я стану по-настоящему свободным автоненавистником!

В. ФИЛАРЕТОВ,
профессор Ульяновского
государственноготехнического университета, д.т.н.

шёл по городу, отдых, дела житейские

Previous post Next post
Up