Оригинал публикации находится
здесь.
После обзоров Hurst-версий автомобилей Pontiac Grand Prix (1970) и Chrysler 300-H (1970), относящихся к классу Personal Luxury, неплохо бы взглянуть, что предлагала взыскательным покупателям Ford Motor Company. И сегодня предлагаю познакомиться с малоизвестным широкому кругу публики автомобилем, который, как и вышеупомянутые "Понтиак" и "Крайслер", был большим, мощным, роскошным и дорогим, но, при этом, оставался чуть доступнее, чем модели самого-самого высшего сегмента: Mercury Marauder X-100 (1969 год).
В отличие от большинства марок, входивших в семейство брендов концернов General Motors и Chrysler Corporation, марка Mercury была создана с "нуля" (или "почти с нуля") внутри Ford Motor Company. В середине 1930-х Генри Форд (Henry Ford) и его сын Эдсель (Edsel Ford) ощущали отставание от конкурентов, так как их компания предлагала покупателям всего две линейки автомобилей: дешёвый Ford V8 и сверхдорогой Lincoln Model K, в то время, как у GM было семь брендов, а у Chrysler - четыре, в разных ценовых категориях.
Форды решили расширить перечень марок, входящих в семейство Ford. Так, у отделения Lincoln появился более дешевый суббренд Zephyr, а у Ford - более дорогой суббренд De Luxe. Кроме того, отец с сыном решили, что необходим бренд, который бы занял промежуточное место в линейке автомобилей компании между Ford и Lincoln. Эдсель Форд, изучив пантенты, лично отобрал около ста наименований для будущей марки, и, в итоге, остановился на имени Mercury (Меркурий - имя римского бога торговли и путешествий; также, на английском языке слово "Mercury" означает "ртуть": жидкий металл - химический элемент шестого периода периодической системы Д. И. Менделеева, его обозначение "Hg" от "Hydrargyrum", т.е. "жидкое серебро", лат.).
В ноябре 1938 года Ford представил на Нью-Йоркском автосалоне Mercury Eight. Наряду с двухдверным седаном и четырехдверным седаном, был также представлен двухдверный кабриолет и двухдверный седан-купе. Дизайн кузова создавал Э.Т. "Боб" Грегори (E.T. 'Bob' Gregorie). Несмотря на схожесть концепции автомобиля с Ford De Luxe, новый Mercury с двигателем V8 представлял собой полностью оригинальную машину, габаритами, как раз, между Ford V8 и Lincoln-Zephyr.
Имя Marauder в стенах Ford Motor Company появилось позднее - в 1958 году, когда было представлено новое семейство двигателей V8 для полно- и средне-размерных автомобилей марок Mercury, Edsel и Lincoln. Двигатель V8 объемом 383 кубических дюйма и мощностью 330 л.с. с дополнительным 4-цилиндровым карбюратором получил название Marauder, и устанавливался на седан Mercury Montclair и универсал Mercury Colony Park.
В качестве отдельной модели марки Mercury, Marauder дебютировал в 1963 году, как "модель 1963 1/2 года". Mercury Marauder позиционировался в качестве "спортивной" модели среди полноразмерных Monterey, Monterey Custom и S-55.
Mercury Marauder 1964 года:
В 1964 году к двухдверному хардтопу Mercury Marauder прибавился четырехдверный. В рекламе подчеркивалась роскошь автомобиля и тесная связь с Lincoln. В 1966 модельном году Mercury отошел от полноразмерных автомобилей, и Marauder был снят с производства, а вместо него покупателям предлагался Mercury S-55 максимальной производительности.
В 1969 году имя Marauder было возвращено в каталог марки, заменив модель S-55 и удовлетворяя спрос на мощные и роскошные автомобили. Mercury Marauder 1969-1970 гг. можно отнести сразу к трём категориям американских автомобилей: full-size, personal luxury и muscle. Как полноразмерная модель, она разделяла кузов и раму с линейкой Marquis/Monterey. Как персональное роскошное купе, она была неплохой альтернативой Ford Thunderbird и Lincoln Continental Mark III, находясь в одном ценовом сегменте с Pontiac Grand Prix. Как масл-кар, она имела укороченную до 121 дюйма колёсную базу от среднеразмерных Ford и самые мощные двигатели компании под капотом.
Главным достоинством Marauder был "спортивный" дизайн: длинный капот, мускулистые задние крылья с декоративными воздухозаборниками, наклонная крыша хардтоп с утопленным задним стеклом от Ford Galaxie 500 Sportsroof, решётка радиатора и скрытые фары от Mercury Marquis и восемь вогнутых прямоугольных фонарей на задней панели.
Mercury Marauder оснащался 6.4-литровым двигателем V8 390 мощностью 266 или 280 л.с. и 3-ступенчатой механической коробкой передач, но, за доплату, машина могла быть оборудована 3-ступенчатой автоматической трансмиссией с рычагом Select-Shift и 7-литровым двигателем V8 429 мощностью 320 л.с. (2-камерный карбюратор) или 360 л.с. (4-камерный карбюратор). Размеры автомобиля внушали почтение: 5565 мм (длина) х 2022 (ширина) х 1377 мм (высота). При массе 1970 кг, разгон машины с самым мощным в линейке двигателем до 60 миль/ч (97 км/ч) занимал 7,8 секунды, а максимальная скорость составляла 124 миль/ч (200 км/ч).
360-сильный V8 429 и автоматическая коробка передач С6 были стандартными для топовой версии Marauder X-100, наряду с усилителем руля, эксклюзивными алюминиевыми дисками Kelsey-Hayes "MagStar", шинами Goodyear Polyglas H70х15" с "вайтволлом" (белой полоской), юбками на задних колёсах и чёрной матовой крышкой багажника (от матового покрытия можно было отказаться, получив скидку).
В качестве дополнительного оснащения предлагались: передние дисковые тормоза, более жёсткая подвеска, самоблокирующийся дифференциал Traction-Lok с отношением 3.25:1, ковшеобразные передние сиденья с центральной консолью, кондиционер, электрические стеклоподъёмники, откидное рулевое колесо, дистанционное управление крышкой багажника и виниловая крыша.
Со всеми опциями цена Mercury Marauder X-100 достигала $4800 (около 37 500 долларов в 2022 году), тогда как базовая цена Marauder стартовала с суммы $3351 (немногим более 26 000 долларов в 2022 году). За два года (1969-1970 гг.) был продан 9031 экземпляр Marauder X-100 (при общем количестве выпущенных экземпляров Mercury Marauder за этот период около 20 тыс. шт.). В 1971 году второе поколение Marauder было снято с производства.
Масштабная модель Mercury Marauder X-100 бордового цвета Red (4737LH) выпущена фирмой Minichamps в рамках юбилейной серии "100 Years Ford Annyversary" (артикул модели 400 082122), без указания тиража. Такая же модель, с тем же артикулом, была выпущена ограниченным тиражом в 500 экземпляров (в стандартной коробочке Minichamps). Модель чёрного цвета (артикул 400 082120) была выпущена тиражом 2208 экземпляров, а модель ярко-красного цвета с чёрным винилом на крышке багажника (артикул 400 082121) - тиражом 2016 экземпляров. Модель в моей коллекции - из юбилейной серии.
Это грандиозный американский "дорожный дредноут", который едва вписывается в габариты миничампавского бокса. Выглядит просто потрясающе.
Донышко производит двоякое впечатление: при неплохой детальности кажется "простоватым". Вероятно, из-за больших пустых плоских поверхностей в средней части.
Светлый салон радует глаз и позволяет разглядеть детали.
Модель очень фотогеничная, хочется снимать её с разных ракурсов - и всегда получаются отличные виды.
Как ни крути - впечатляющая машина!
И вот так тоже хорошо:
Автомобили этого класса, однозначно, являлись "статус-символами", демонстраторами "успеха в жизни" и, в конечном счёте, "магнитами" для представительниц прекрасного пола. В масштабе 1/43, всё то же самое:
Экскурсия по миру кожи и меха в Сокольниках Personal Luxury не заканчивается - через неделю познакомимся с ещё одним потрясающим автомобилем этого класса. А сегодняшний рассказ, как ни жаль, завершается...
Благодарю за внимание!