"Горький" из Швельма (Gran Turismo по-немецки)

Nov 12, 2022 13:25


Оригинал публикации находится здесь.
Продолжая тему классических европейских автомобилей, представляющих класс Gran Turismo, нельзя не упомянуть Bitter CD, который выпускался с 1973 по 1979 гг. в Германии. Название автомобиля состоит из фамилии основателя фирмы, бывшего гонщика  Эриха Биттера (Erich Bitter, фамилия в переводе на русский язык означает "горький") и названия модели CD, которое означает не "компакт-диск", как можно было бы подумать, а "Coupe Diplomat", так как машина представляла собой купе на узлах и агрегатах представительского седана Opel Diplomat (1964-1977).




Как было отмечено в прошлой публикации, автомобиль был очень похож на Maserati Ghibli, но, на самом деле, не только на неё. Это была классическая конструкция, компоновка и стиль, присущие автомобилям класса Gran Turismo 1960--1970-х гг. ХХ века. Например, купе Intermeccanica Indra, с производством которой имел дело Эрих Биттер, выглядела точно так же:




Большинство небольших фирм, занимавшихся выпуском эксклюзивных спорткаров в то время, следовали проверенному рецепту, гарантировавшему спрос не только на родине, но и, что гораздо важнее, в США: красивый кузов итальянских мастеров + мощные американские моторы. Именно такую конструкцию имела De Tomaso Mangusta, а также упомянутая выше Intermeccanica Indra, комплектовавшаяся двигателями Chevrolet V8, аналогичными тем, что устанавливались на Chevrolet Corvette. Но, то были автомобили, предназначенные для рынка США, а в Европе, где платежеспособных покупателей было меньше, неплохо продавались Indra с 6-цилиндровыми двигателями Opel. В производственном процессе и продажах Intermeccanica Indra небольшая фирма Эриха Биттера, которую он основал в 1971 году в г. Швельм (Германия), принимала активное участие, и тогда же её владелец столкнулся с фактом, что кустарное производство и некачественная сборка ведут к нареканиям покупателей, большим затратам на устранение брака, портят имидж фирмы и, в конечноми итоге, снижают прибыли.

Вдобавок, General Motors изменили политику продаж своих двигателей и агреггатов "на сторону"; при этом, дочерним подразделениям GM, таким как Opel, также было предписано прекратить поставки агрегатов сторонним производителям. Это стало критическим ударом по Intermeccanica, а для Биттера этот момент стал поворотным в карьере, приведя его к решению начать выпуск автомобилей собственной марки. Связи с Opel, где он когда-то был гонщиком заводской команды, помогли ему заручиться поддержкой руководства компании. К слову, у руководства Opel имелись и свои интересы.

В 1969 году на Франкфуртском автосалоне был представлен концепт-кар Opel CD (аббревиатура, как было сказано выше, означала Coupe Diplomat, на узлах которого была спроектирована эта машина).







Дизайнером концепта был Чак Джордан (Charles "Chuck" Jordan) - руководитель дизайнерского бюро Opel с 1967 по 1973 год, впоследствии - вице-президент GM по дизайну (его перу принадлежат такие автомобили, как 1959-1969 Cadillac, Opel GT, Opel Manta A, Opel Ascona A, Opel Commodore B, Cadillac Seville STS и другие). Концепт был встречен публикой и прессой настолько тепло, что совет директоров Opel всерьёз планировал подготовку концепта к серийному производству, но... вмешались силы "свыше". Руководство концерна General Motors, в который входит компания Opel, видело ситуацию иначе, и позиционировало Opel, как бренд автомобилей для бизнесменов и семейных людей, поэтому идея появления в модельном ряду Opel "суперкара" CD была отвергнута.       В качестве компромисса, компании разрешили выпуск "миниатюрной копии Corvette для Европы" - купе Opel GT с 4-цилиндровыми двигателями объёмом 1,1 л и 1,9 л, развивавшими 68 л.с. и 90 л.с. соответственно.

Поэтому, когда на пороге офиса Opel появился Эрих Биттер с идеей выпускать купе класса Gran Turismo на базе агрегатов Opel и стилистически продолжая концепт Opel CD, стороны быстро договорились. В основу шасси легла мощная стальная рама, на которую крепились панели кузова. Роберт Лутц (Robert "Bob" Lutz), глава Opel Automobile GmbH, лично договорился с Пьетро Фруа (Pietro Frua) о создании дизайна кузова нового купе силами его ателье.

Так как собственные производственные мощности Битера в Швельме были весьма ограничены, он обратился к фирме Baur GmbH в Штутгарте, где и было организовано производство Bitter CD с упором на качество. Окончательные испытания прототипа были проведены на испытательном полигоне Opel в Дюденхофене, в дополнение к испытаниям Bitter на продолжительность нагрузки на заводе Hydropulseur.







Bitter CD был с большим успехом представлен широкой публике на Франкфуртском автосалоне 1973 года, где Эрих Биттер получил 176 заказов на свое новое стильное купе. Однако, случившийся в этом же году, мировой нефтяной кризис привел к отмене большинства заказов. Заявленной цели о производстве и продаже по 200 автомобилей ежегодно, так и не удалось достичь. В 1973 году было изготовлено всего 6 машин, в 1974-м - 99. В дальнейшем количество произведённых автомобилей неуклонно снижалось, и, к моменту прекращения производства модели, их общее количество составило 395 экземпляров. Цена машины в Германии стартовала с суммы 58 400 дойчмарок, что примерно соответствует 30 000 евро (согласно онлайн-конвертеру; подозреваю, что без учёта инфляции).

С разрешения GM, на Bitter CD устанавливался двигатель Chevrolet V8 объёмом 5,4 литра и мощностью 229 л.с., а также автоматическая 3-ступенчатая коробка передач. До 100 км/ч машина разгонялась за 9,2 секунды, а максимальная скорость составляла 209 км/ч.

Моё знакомство с этим автомобилем, как и со многими другими представителями зарубежного автопрома, состоялось на страницах советского журнала "За рулём" (майский номер за 1976 год):



Удалось найти оригинал фотографии, использоованной в этой заметке:



Ну, а позднее, уже в наше время, обзавёлся масштабной моделью Bitter CD для своей коллекции. Мой выбор пал на журнальную модель из серии Altaya Opel Collection (ариткул MAG CL48). Модель очень приятная и достаточно качественная. Эта же модель, но красного цвета, выходила в журнальной серии "Суперкары" издательства ДеАгостини, (в блистере, без поставки и прозрачного бокса).







Мне кажется, золотистая версия достаточно аккуратно сделана ("суперкаровскую" видел только на фото, и она, с виду, немного грубее).







Донышко, конечно, "бюджетное", с Minichamps не сравнить. Тем не менее, глушители и выхлопные трубы хромированы.




Вспомним, как Bitter CD похож на Maserati Ghibli: кунг-фу дизайн ателье Frua (слева) против кунг-фу дизайна ателье Ghia (справа). Чьё кунг-фу сильнее? ))




Ещё раз вместе.




С разных ракурсов машинка смотрится очень хорошо.







Впечатляет огромное стекло, из которого целиком состоит "третья дверь".
С нижних точек машина тоже хороша.







Номерных знаков нет, на табличках лишь название модели, а выхлопные трубы - "глухие".







Несмотря на некоторые упрощения ради удешевления производства, масштабная модель получилась весьма достойной, как мне кажется.

На смену Bitter CD, производство которого прекратилось в 1979 году, пришла модель SC, построенная на базе Opel Senator (SC расшифровывается, как Senator Coupe). С её производством, которое началось в 1981 году на мощностях фирмы Baur, возникли сложности, ввиду загрузки последней заказами на изготовление кабриолетов, и машина некоторое время производилась в Италии, на заводе Maggiora. Логистика такого производства была весьма затратной, да и качество сборки вызывало нарекания, поэтому в итоге была достигнута договорённость о производстве Bitter SC на заводе Steyr-Daimler-Puch в г. Грац (Австрия). Всего было изготовлено 461 единица купе, 22 кабриолета и пять четырёхдверных седанов SC.



В настоящее время Erich Bitter Automobil GmbH выпускает роскошные версии Opel Adam, Opel Cascada и Opel Mokka, но, это уже совсем другая история...

В заключение, предлагаю полюбоваться на финальную часть фотосессии Bitter CD в компании девушек-моделей.













Фото с девушками получились несколько однообразными, но, что поделать, если это были наиболее выигрышные ракурсы?.. Надеюсь, вам понравилось. ))

А что же предлагалось американским покупателям, желающим приобщиться к классу Gran Turismo, автопроизводителями США? Узнаем уже очень скоро. Благодарю за внимание!

1970-е, германия, altaya, opel, фигурки

Previous post Next post
Up