Оригинал взят у
agades_ser в
Санта ПрасседеЕще одна базилика , церковь святой Пракседы, находится здесь же, на Эсквилине рядом с Санта-Мария Маджоре. По легенде она построена на месте баптистерия, который построила святая Праксида, собиравшая тела первых мучеников -христиан. Существующая базилика построена в 817 году папой Пасхалием и не сильно изменилась с тех пор. Сюда были перенесены мощи 2300 мучеников из катакомб, в том числе и самой Пракседы и её сестры и помощницы святой Пуденцианы. Знаменита базилика святыней - фрагментом столба, на котором бичевали Христа и мозаиками, которые были выполнены греками, нашедшими приют у Пасхалия, из них самая известная - в капелле Зенона, с Христом Вседержителем посередине и четырьмя ангелами, за свою красоту прозванная "Райский сад".
При церкви всего девять капелл и, в целом , много мозаик. В конхе апсиды находится Второе пришествие Христово.
По правую и левую руку Христа находятся облачённые в белые (цвет праведности) с пурпуром (знак мученичества) одежды апостолы Павел и Петр. Одной рукой апостол Павел приобнимает Пракседу, а Пётр -Пуденциану, рукой указывая девам их небесного Жениха. Пракседа и Пуденциана облачены в расшитые золотом и драгоценными камнями одежды, в руках святых - золотые венцы с белыми покрывалами (эмблемы девственности и обручения Христу).
Мозаики предваряющей апсиду арки иллюстрируют 4 и 5 главы Апокалипсиса. Наверху можно увидеть таинственных существ - лев и человек слева, орел и телец - справа.Поскольку они символизируют четырех евангелистов, то изображены с Евангелиями. Так как действие происходит на небесах, под ногами ангелов и животных плывут красные, синие и зелёные облака.
В нижнем регистре мозаики изображены 24 старца в белых одеждах и с золотыми венцами в руках. Количество старцев, представляющее собой удвоенное число 12, обычно толкуется как 12 патриархов колен Израилевых и 12 апостолов. Характерна чиста римская подробность мозаики - старцы полагают свои венцы перед Агнцем, держа их покрытыми руками. Именно так, покрытыми руками в Древнем Риме полагалось преподносить или принимать дары от императора.
Триумфальная арка пережила не слишком удачную реставрацию, но можно судить о теме сюжета. это тоже сцена из Апокалипсиса. Толпы спасенных движутся к вратам небесного Иерусалима, которые охраняют ангелы слева.
Справа - апостолы Петр и Павел.
В капелле Распятия образ Богородицы «Madonna della Salute» (XIII век)
В церкви еще много более поздних мозаик.