Социальная реклама в царской России

Feb 07, 2013 18:02


Многие из плакатов, представленных здесь, показывались в 2011 году на выставке «Неактуальная реклама. Русский плакат начала ХХ века» в Государственной Третьяковской галерее. Про выставку из журнала "Третьяковская галерея" http://www.tg-m.ru/magazine/archive/2011/2  http://www.tg-m.ru/img/mag/2011/2/036-047.pdf

Оригинал взят у visualhistory в Социальная реклама в царской России

Социальная реклама - вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума (из Википедии). В России в ст. 3 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 сказано, что социальная реклама - это «информация…, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства».
Считается, что история социальной рекламы начинается в 1906 г., когда общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую рекламу такого рода, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями. Однако исторически документы показывают существование социальной рекламы и в царской России начала 20 века.

Вообще, уместнее говорить о появлении в том время лишь новых форм социальной рекламы. А по сути этой деятельностью в нашей стране на протяжении почти тысячи лет занималась церковь, которая, помимо всего прочего, своими проповедями формировала "модель общественного поведения" и "привлекала внимание к проблемам социума". Призывы к пастве помогать ближнему, оберегать семейные ценности, избегать пьянства и прочих пороков - это и сейчас одна из главных тем социальной рекламы.

Поэтому уместнее говорить, что в начале 20 века в России происходило, наряду с традиционной церковной, появление социальной рекламы от институтов зарождавшегося гражданского общества.

Не скажу, что я досконально изучил этот вопрос, но тем первых образцов гражданской социальной рекламы в России было довольно ограничено.

Одной из основных была реклама трезвого образы жизни, которая оформлялась очень красочными и наглядными плакатами.



Высокое разрешение

Больше всего меня здесь удивляет, что здесь уже использован ныне стандартный приём: "сердце (печень) трезваго" и "сердце (печень) пьяницы"! Вот только на бутылочных этикетках тогда это не печаталось :-)


Эта серия плакатов датирована 1902 г., т.е. ещё до упомянутой в Википедии даты начала социальной рекламы в США (1906):



Высокое разрешение

Стоить отметить довольно высокий художественный уровень антиалкогольных плакатов.



Высокое разрешение

"Пьянство есть корень всякого зла":


Высокое разрешение

Второй блок социальной рекламы в царской России был связан с благотворительностью. Это были плакаты, призывающие сборы средств в пользу голодающих (голодные годы в деревне случались регулярно), а также сирот и больных туберкулёзом.

Здесь интересно отметить, что ещё не до конца была разорвана "пуповина", связывавшая гражданскую социальную рекламу с церковной.
Нередко плакаты приурочивались к религиозным праздникам и призывали купить, например, пасхальное яичко, чтобы собрать средства:



Высокое разрешение

"Купите красное яичко":


"Пожалейте бесприютных":


Такие плакаты носили, как правило, целевой характер, т.е. пропагандировали не абстрактные идеи, а призывали принять участие в конкретной акции:


"Базар кукол":


Большое распространение в начале 20 века в России получило движение "Белого цветка":



«День белого цветка» родился в начале ХХ века и поначалу был кампанией помощи больным туберкулезом.
Кто начал эти акции первым, точно установить не удалось. Одни источники в качестве пионера указывают Швейцарию, другие - Швецию, третьи - Португалию. Называют родоначальником этой инициативы и Данию.
Так или иначе, но уже в 1900-х годах по всей Европе весной на улицах начали появляться люди с рукотворными ромашками. Плата за цветы не была фиксированной - кто сколько сможет. В кружки для пожертвований каждый опускал посильную сумму. Эти акции проходили под эгидой противотуберкулезных обществ (отсюда).



В России белые цветы впервые наполнили улицы 20 апреля 1911 года. В этот день Российской лиге по борьбе с чахоткой, образованной по указу императора Николая II, исполнился год.

Программа «Дня белой ромашки» состояла из двух частей: просветительской работы и денежного сбора. Пропагандисты считали, что для борьбы с туберкулезом прежде всего необходимы «отзывчивое сердце и щедрая рука». Кроме продажи цветов устраивались благотворительные спектакли, концерты, лотереи и т.п.



Движение «Белого цветка» охватило огромную территорию страны - за столицей потянулись и другие города Российской империи. На улицы Москвы, Кишинева, Минска, Риги, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани и Ялты выходили тысячи людей-добровольцев.

Настоящий "взрыв" социальной рекламы Россия пережила в годы Первой мировой войны. Появились тысячи патриотических плакатов, призывавших не только помогать фронту, но и заботиться об инвалидах, беженцах, осиротевших детях и прочих жертвах войны:



Однако это уже тема для отдельного поста.

------------------- конец перепоста ------------------

Из комментариев:

murskij rote:
По поводу Дня белого цветка. Этот день называется «Blumentag». Еще одно название «Margaritentag». День организовывался различными объединениями с целью собрать средства для городских больниц или для попечения больных. Девушки наряжались в белые платья, украшали себя цветами, ромашками или другими, и раздавали цветы на улицах, собирая деньги. Ромашки (Margarite) символизировали «белые цветы милосердия». Подобные акции начали проводиться с 1910 года вплоть до начала первой мировой войны и находились под патронажем самой королевы Августы Виктории, жены последнего кайзера Германии Вильгельма II.
http://de.wikipedia.org/wiki/Blumentag
Источник Вики

Россия, агитация, выставка, реклама, плакаты

Previous post Next post
Up