Оригинал взят у
japaneseprints в
Сообразить на троих (часть 2)Начало -
здесь.
Лиса, лягушка и тигр - и, представьте себе, играют между собой они именно в кэн. Куда же делись изящные красавицы и что это за звери интересные такие?
Впрочем, красавицам пришли на смену вовсе не представители японской фауны, как может сначала показаться, а красавцы-актёры - Мацумото Косиро VI, Накамура Утаэмон IV и Итикава Кюдзо II. Возможно, здесь символически представлены и три вида кэн, о которых я говорил ранее (муси, «лисий» и «тигровый»).
Вот все трое в серии Тоёкуни III на модном пейзажном фоне тракта Токайдо:
Именно эти три актёра участвовали в короткой танцевальной интермедии, поставленной в начале сезона 1847 года в столичном театре Каварадзаки-дза, в которой обыгрывалась, в том числе, и хорошо теперь нам известная забава. Постановка в целом имела невероятный успех (выдержав 95 представлений) и вызвала настоящий бум всего, что связано с кэн и непосредственно с данным представлением.
Гравюра с инструкциями, как изобразить танец с кэн. На сямисэне солирует Утаэмон Четвертый.
Само собой, не могли пройти мимо такого модного и веселого поветрия и гравюрных дел мастера, хоть и зажатые в тиски цензурой реформ Тэмпо (отсюда и иносказательность образов). Всего начиная с 1847 года было выпущено около 150 (!) гравюр на эту тему. Что характерно, значительная часть из них выпущена весельчаком Куниёси (признанным лидером карикатуры в укиё-э всех времен) и его учениками.
Та же троица на картинке Ёситоры, выпущенной во втором месяце 1847 (то есть прямо по горячим следам).
Сверху - видимо, вырезные маски или образец для них.
Впрочем, не только в виде животных изображались эти трое. Так, выдумщик Куниёси, превратил их в забавных Дарум, оставив характерные черты лица. Небритый Утаэмон особенно впечатляет ))
Дальше градус веселья и легкого безумия повышается - на сентябрьском кэне Куниёси мы уже видим тэнгу, человека-сямисэна и ласточку.
Следующие картинки - одни из моих самых любимых…
Актёры в виде деревянных игрушек. Это уже другая постановка 1849 года (Сангоку-кэн или кэн трех стран),
в которой присутствуют неизменный Накамура Утаэмон IV, Итимура Удзаэмон XII и Сэки Сандзюро III.
Одна из самых успешных постановок, кэн начала сезона 1848 года - сосна (Утаэмон IV),
черепаха (Итикава Кюдзо II) и журавль (Сэки Сандзюро III).
Принцип выигрышности основан, в том числе, на старинных поговорках и поверьях: черепаха живет 10 000 лет и побеждает тысячелетнего журавля, журавль побеждает сосну (устраивая в её ветвях гнездо), ну а сосна одерживает верх над черепахой.
Тут у Тоёкуни III актёры в человеческом обличье, но кто есть кто можно легко
узнать по одёжке и говорящим за себя позам ))
После внезапного и шумного успеха 1847 года разные номера с использованием популярной игры плодились как грибы. Какие-то пользовались успехом у публики, другие - не очень. К разряду вторых попал «кэн вещей, которые принадлежат друг другу». Но нас это расстраивать не должно, ведь именно он вызвал к жизни довольно смелые и забавные гравюрные фантазии. Вот некоторые из них:
Бутылка и чашка для сакэ (Накамура Утаэмон IV и Итикава Кюдзо II).
Бочонок с сакэ и дорожный ящик. Куда идём мы с Пятачком... ))
А это опять Сангоку-кэн, с актёрами представленными в виде лисы (Япония - синтоизм), панды (Китай - конфуцианство) и белого тигра (Индия - буддизм). Здесь Япония побеждает Китай, Китай - Индию, а Индия наносит поражение Японии:
Еще один «интернационал»
Ситуация с кэн-бумом интересна еще и тем, что она в гравюрном своем воплощении превратилась в универсальный способ в юмористическом ключе подать любое актуальное событие (особенно если в нем участвовали три стороны с разными интересами). Но об этом - в следующий раз.