Оригинал взят у
sibeaster в
Равенна или христианство, которое мы потеряли. Часть 4 - Баптистерий православныхКак вы помните, в Равенне несколько столетий сосуществовали рядом арианская и никейская общины. Арианами были завоеватели - готы, сделавшие Равенну своей столицей; никейцами (православными и/ или католиками) - местное римское население. Баптистерий ариан мы уже видели (
http://sibeaster.livejournal.com/193994.html), теперь очередь за православными.
Баптистерий православных был построен на рубеже IV и V веков при епископе Урсе (год его смерти, по разным источникам, 396 или 412). Тот же святитель устроил и первый кафедральный собор Равенны, но тот перестроен до неузнаваемости (если кому повезет, зайдите в собор; в мой график собор ни разу "не влезал"). А вот баптистерий сохранился с тех давних пор, только немного врос в землю.
Кирпичное здание слева - это и есть собор, кампанила тоже к нему относится. Как видите, во время оно баптистерии были скромными; роскошными многоэтажными крещальнями итальянские города стали баловаться в эпоху коммун.
Внутри же баптистерий поражает мозаиками. Они появились здесь при епископе Неоне (451-475). Понятное дело, что в последующие века мозаики трогали и не всегда умелыми руками, но общая концепция, похоже, сохранилась. Напомню, что мы рассматриваем мозаики на высококачественных (за двумя исключениями, и на старуху бывает проруха) снимкам с выскоим разрешением благодаря некоему фотомастеру, положившему свои фото на общедоступный Викисклад.
Тема купольной мозаики нам уже знакома по Баптистерию ариан: сцен Крещения Христа, окруженная двенадцатью апостолами.
Видно, что мозаика с более ярким фоном - это новодел (по сравнению с V веком, конечно): увы, лики Христа и Иоанна уже не античные, а XVIII века; тому же времени принадлежит и блюдечко, воду из которого Иоанн изливает на главу Спасителя. Но зато сохранились и нагая фигура Христа, и сослужащий при крещении божок Иордана с полотенцем в руках.
Наш фотомастер из Вики по каким-то причинам не заснял всех апостолов. Я его подстраховать не смог: в мой приезд около половины подкупольного пространства было закрыто лесами. Но и того, что заснято, достаточно для общего представления: апостолы наделены индивидуальынми чертами лица; их одежды скомопонованы из белых, золотых и голубых тканей; на ногах - сандалии; в их руках венцы славы; их разделяют фантастические райские растения.
Слева направо: Фома, Павел, Петр и Андрей
Слева направо: Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп (насчет второго и четвертого не уверен: как не старался отконстрастировать, не получилось разглядеть все буквы)
Слева направо: Иуда Зилот (я не виноват! так написано), Симон Кананит и Иаков Алфеев
Ярусом ниже идет галерея из попеременно сменяющих друг друга Престолов уготованных (что это, я рассказывал в Баптистерии ариан) и тронов с помещенными на них каноническими Евангелиями. Всего получилось восемь композиций. Напомню, что восемь в раннехристианской символике - знак вечной жизни: Христос воскрес в следующий день за субботой, днем седьмым, то есть в восьмой день из семи. Поэтому и баптистерии чаще всего восьмиугольные в плане.
(на троне - Евангелие от Луки)
(на троне - Евангелие от Марка)
(не читабельно; методом исключения установлено, что на троне - Евангелие от Иоанна)
(на троне - Евангелие от Матфея)
Я не комментирую попадающих в кадр птичек, диковинные цветы и растения; всем и так понятно, что мы с вами - в раю.
Переход от основания к куполу выполнен с помощью восьми парусов (Ведь это паруса, а не тромпы? Я не путаю?), на которых изображены неподписанные святые.
Баптистериев больше у нас не предвидится аж до Пармы. Равенна же продолжается...
Остается лишь пожалеть о тех временах, когда крещение было не частным делом родителей грудничка, а общим радостным событием для всей городской общины. Это к вопросу о христианстве, которое мы потеряли.