Разное чувство мозаик Рима и Византии

Mar 17, 2016 21:20

Оригинал взят у uchitelj в Разное чувство мозаик Рима и Византии
Здесь есть и мои фото без ссылки, ну да Бог с ними.

Оригинал взят у kivaanna в Разное чувство мозаик Рима и Византии

У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.




Мозаика. Равенна .               Римская мозаика.

Византийская мозаика. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности:
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна  на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.
3. Материал -  это прежде всего мозаика из смальты ( в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы ( золото, медь, ртуть) в различных соотношениях  и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.
Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма  мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.
6. Функции:  визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент  художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.
8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.



XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» - мозаика на потолке


Крест и звёздное небо - мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.




Мозаика «Христос - Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.


Император Юстиниан.


Императрица Феодора со свитой.  6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547



Церковь Сан-Аполинаре.


А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.




Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре


Равенна. Мозаика в церкви  Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского


Мозаика с изображением города и порта в Классе


Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,
Без радостей земного бытия
Пришел суровый век. И Божий лик
Каноном стал, из конх* абсид глядя.
Регламент держит жизненный устой,
Но роскошь красок превосходит Рим.
Художник - червь пред росписью стенной,
Без имени, хоть храм был создан им.
Под пышный свод взмывает благовЕст,
Святые в ризах блещущих стоят,
Как веры стражники у царских мест** -
Шеренгой строгой гвардии солдат.
В Европе духа жизнь была вольней
В цветеньи фресок сумрачных церквей.
20.05.2011г.Владимир Гоголицин
*Конха - полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.
** В ранних романских византийских храмах в главном зале
обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.
Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.
2. Мозаики трехмерные с  объемными формами.
3. Материал:  преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.
6. Форма:  фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.
7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.

Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка


На берегах Нила. Древнеримская мозаика


Бой Гладиаторов.











Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе


Источники
фото http://medieviste.livejournal.com/623641.html?view=4125721#t4125721
http://humus.livejournal.com/1616137.html?view=24140297#t24140297
http://mirandalina.livejournal.com/264857.html
Интернет
Текст лекции Л. М. Попова, просторы интернета

мозаика, Рим, Византия

Previous post Next post
Up