Монастырь Студеница (Манастир Студеница)

Jan 10, 2016 14:56

Оригинал взят у alexjourba в Монастырь Студеница (Манастир Студеница)
1. Вид монастыря Студеница со склона горы



Сербский православный монастырь Студеница (называемая еще Царской Лаврой) - очень значим для истории Сербского государства и церкви. Он расположен в долине реки Студеницы - левого притока реки Ибар - главного "водного стрежня" государства Рашки. Студеницу, окружают горы Голия, сложенные метаморфизованными палеозойскими горными породами, местами прорванными интрузивами гранитов.
Монастырь был основан, по одним данным, в 1190 году, снова тем же Стефаном Неманей, о котором я рассказал в посте о Петровой Цркве.
Этот монастырь стал местом упокоения Стефана Немани (под монашеским именем Симеон Мироточивый), его сына, Стефана Первовенчанного и его внука Стефана Радослава - а Святой Савва Сербский был архимандритом Студениц.


Впоследствии, правнук Немани Стефан Урош Милутин, младший брат Драгутина, о котором я вспоминал в рассказе о Джурджеви Ступови, по легенде обещавший строить по одному новому храму в каждый год своего правления, выстроил в Студенице "королевскую" церковь Иоакима и Анны.
Студеница входит в список мирового культурного наследия Юнеско.
Мы смотрели этот монастырь 28 августа 2012 года, ожидая увидеть толпы паломников (был церковный праздник), однако, кроме нас было совсем немного людей, нам показали сокровищницу-музей (в котором хранятся грамоты российских царей, дарующие монастырю Студеница особые привилегии) и разрешили фотографировать внутри храмов.
Из-за резьбы и фресок пост по Студенице получился довольно-таки большим, но на удачу, есть отличный сайт на котором изложена история монастыря на русском языке, так что я не буду в нее углубляться.

Монастырь имеет план круга, внутри которого находятся большая церковь Успения Богородицы (1190-1196, экзонартекс 1230-х) с преобладанием романских черт в архитектуре и знаменитыми фресками в интерьере, церковь Иоакима и Анны («королевская», 1314, построена по заказу короля Стефана Уроша II Милутина) и скромная бескупольная церковь Св. Николая (нач. 13 века). Периметр круга образуют колокольня (13 в.), трапезная (1190-е), кельи (в одном из зданий находится монастырская сокровищница) и ограда.

2. План монастыря



3. Вход в монастырь, ворота реконструированы



Фасады основной части Успенской церкви облицованы мрамором и украшены романской резьбой и скульптурой.

4. Самая романская церковь Сербии - Успенская в Студеницах - вид с востока, апсида с резным окном



5. Вид на Успенскую церковь с северо-запада, от музея



6. Вид на Успенскую церковь с юго-запада, в отличие от основного объема храма, поздний экзонартекс не облицован



7. Перспективный романский портал (ранее был главным порталом, сейчас внутри экзонартекса), к сожалению многие детали утрачены



8. Грифон



9. Волк?



10. Лев (по "ломбардскому типу") с базой для колонны на спине



11. Богородица с ангелами



12. Резьба с орлом и гарпией



13. Резьба с кэльпи и грифами



14. Святой "под карнизом" портала, благословляющий вход в храм



Указывается, что фрески Успенской церкви были написаны в три разных периода
1208-1209 гг., 1230-е гг. и 1568 год - к сожалению, я не записывал точное местоположение фрески и могу ошибиться( а книги-путеводителся у меня нет. Поэтому я в посте пишу датировки, ориентируясь, на стиль письма фрески так - начало 13 века, середина 13 века и 14 век.

15. Тайная вечеря - фреска в экзонартексе, 14 век?



16. Христос учит иудеев и фарисеев - фреска в экзонартексе, 14 век?



17. Суд Пилата - фреска в экзонартексе, 14 век?



18. Поругание Христа - фреска в экзонартексе, 14 век?



19. Общий вид наоса - на западной стене - Распятие



20. Распятие - середина 13 века



21. Распятие, Богородица, фрагмент - середина 13 века



22. Распятие, Иоанн, фрагмент - середина 13 века



23. Ктиторская фреска - Стефан Неманя подносит Богородице и Христу модель храма - начало 13 века



24. Ктиторская фреска - Св.Савва Сербский - начало 13 века



25. Св.Савва Сербский - пилястра, середина 13 века



26. Евангелист Матфей - паруса, середина 13 века



27. Царь Давид - своды над алтарем, середина 13 века



28. Богородица афонская - начало 13 века



29. Резное окно апсиды



30. Перспективный романский южный портал



31. Фрагмент резьбы южного портала 1



32. Фрагмент резьбы южного портала 2



33. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова агнца



34. Скульптурный декор аркатурного пояса, голова волка?



Церковь Иоакима и Анны расписана фресками сразу после строительства (1314) при участии архимандрита Йована (среди фресок выделяется цикл, посвященный Богородице, великие праздники, король Стефан Милутин с моделью церкви).

35. Два храма монастыря Студеница - вид с северо-запада



36. Церковь Иоакима и Анны - вид с юго-востока



37. Наос храма Иоакима и Анны



38. Введение Марии во храм - начало 14 века



39. Св.Георгий, Св.Савва Сербский, Св.Симон Мироточивый, Богородица - начало 14 века



40. Успение Богородицы? - начало 14 века



41. Рождество Богородицы - начало 14 века



42. Ктиторская фреска - Христос, Св.Иоаким, Богородица - начало 14 века



43. Ктиторская фреска - Стефан Урош Милутин с моделью храма (одет по византийски), Симонида - его жена - начало 14 века



44. Св.Петр? - начало 14 века



45. Распятие - начало 14 века



46. Воскресение и сошествие во ад - начало 14 века



47. Церковь Св. Николая (начало 13 века)



48. Колокольня над вторыми воротами (13 век)



Что произвело на меня самое сильное впечателение в Студеницах - это мраморная декорация стен Успенской церкви (возможно - местным мрамором) и изящная орнаментальная резьба порталов.
Из фресок - на мой взгляд (и после обработки кадров) выделяются Распятие в Успенской церкви, Рождество Богородицы и Сошествие во ад (мне вообще нравится эта тема) в Иоакиманской церкви, и еще интересная Тайная вечеря в экзонартексе Успенской церкви. Однако росписи Студениц и по сохранности и по целостности исполнения уступают росписям Сопочан, о которых мне еще предстоит рассказать.

Опубликовано в DW - http://alexjourba.dreamwidth.org/165344.html

иконопись, архитектура, Византия

Previous post Next post
Up