Оригинал взят у
cicerone2007 в
Витторе Карпаччо. Глядящие из прошлогоГалерея Академии в Венеции - музей небольшой. Это спасение, поскольку он так насыщен шедеврами, что их восприятие находится уже на грани человеческих возможностей. Все великие мастера венецианской живописи здесь есть. Среди них и Карпаччо, представленный не просто отдельными произведениями, а целостным ансамблем картин из Скуолы Сант’Орсола (Святой Урсулы). Зимой в Галерее Академии посетителей совсем немного. В какой-то момент я осталась в зале одна, это обострило внимание - я стала видеть то, что раньше не бросалось в глаза. Все началось с этого молодого человека, который смотрит не на Папу Римского, не на Урсулу с женихом, не на епископов и даже не на стоящего рядом с ним гуманиста Эрмолао Барбаро, а на нас с вами:
В этом взгляде из прошлого есть что-то пронзительное, будто человек просит нас запомнить, оживить его. Столкнувшись глазами с ним, ты начинаешь в легендарных историях искать реальных людей конца XV века. В сцене «Встреча св. Урсулы и пилигримов с Папой в Риме», как и в других картинах цикла, персонажи делятся на три категории. Во-первых, это герои легенды, лишенные яркой индивидуальности. Во-вторых, это портретные фигуры донаторов или членов братства св.Урсулы, заказчиков картин. Наконец, это люди, подобные молодому человеку в черном одеянии, чье появление в композициях обусловлено каким-то особым отношением к ним художника.
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/2/60meetin.jpg В сцене «Прибытие пилигримов в Кёльн» таким «лирическим» героем выглядит сидящий юноша на первом плане. Он не смотрит на нас, он погружен в свои мысли или просто отрешился от происходящего:
А рядом с ним еще несколько персонажей. Живопись в этой части холста сохранилась плохо. Лицо седобородого воина почти стерлось, но обращенность к зрителям заставляет нас всматриваться в его черты, угадывать легкую улыбку:
Кстати, воины на первом плане - скорее всего гунны, осадившие Кёльн. Паломники вместе с Урсулой находятся еще на корабле. Следующая сцена будет изображать резню и погребение Св.Урсулы, погибшей вместе со своими спутницами и спутниками от рук гуннов. Задумчивые гунны смотрятся странно. На эту особенность картин Карпаччо обратил внимание П.Вайль в своем эссе о художнике: «У Карпаччо в середину кадра выдвигается не то, что важно, а то, что интересно и красиво: иначе говоря, что важно эстетически» /П.Вайль. Гений места. М.,2001, с.94/
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/2/70arriva.jpg На противоположной стене скуолы располагались сцены, предшествовавшие трагическому паломничеству. Их художник выполнил через несколько лет после 1495 года. Эти композиции наполнены не только мотивами ренессансной архитектуры, но и многочисленными портретами. Вот левая часть сцены «Приезд английских послов к королю Бретани». Послы и король находятся в центральной части композиции, а под арками расположилась группа молодых людей, отвернувшихся от церемониальной сцены:
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/11ambass.jpg Светловолосый красавец-сокольничий повернулся к зрителям, хотя и не смотрит на нас. Он думает о чем-то своем, как и два его соседа, созерцающие водные просторы:
Да и в центральной части композиции, в непосредственной близости от короля и послов, есть люди, совершенно отрешившиеся от происходящего:
В правой части картины мы еще раз видим короля, теперь уже в покоях дочери, с которой ему предстоит вскоре расстаться. Ведь в предшествующей сцене речь шла о сватовстве английского принца к Урсуле:
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/14ambass.jpg У лестницы, ведущей в опочивальню, сидит старая няня принцессы. Это - самый живой женский образ скуолы. Сгорбленная старушка с клюкой в руках настолько реальна, что провоцирует исследователей на чрезвычайно смелые предположения. А.В.Степанов, например, увидел в ней мать Витторе Карпаччо (А.В.Степанов. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV - XV века. С-Птб, 2005, с.392)
Бретань и Англия напоминают у Карпаччо Венецию, с ее дворцами и лагуной. Надо думать, что и публика на площадях и в лоджиях - это типичные венецианцы рубежа веков. Это - фрагмент сцены возвращения послов к английскому двору:
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/32return.jpg Вероятно, так же пробивалась из земли трава в конце XV века на пощади Сан-Марко. А белым мрамором укреплены берега в Венеции и сейчас. Только таких людей, как усталый персонаж с посохом и мальчик-музыкант, сейчас на набережных Венеции не встретишь. Впрочем, почему нет? Изменились костюмы, но лицо сидящего кажется вполне современным:
Некоторые персонажи Карпаччо одеты с особым шиком:
Вот центральная часть «Возращения послов». Когда мы переводим взгляд от роскошного палаццо, фасады которого облицованы мраморами и украшены росписями, к людям, то прежде всего замечаем щеголя, стоящего к нам спиной:
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/31return.jpg Это - особая тема картин Карпаччо: золотокудрые красавцы в роскошных одеяниях, шляпах с лентами. Их мы еще встретим. Художника гораздо больше интересуют их наряды, а не лица, поэтому он изображает щеголей обычно со спины:
В правой части композиции изображены серьезные персонажи во главе с английским королем. Послы сообщают королю, что миссия закончилась успехом: христианка Урсула согласилась выйти замуж за Конона, сына английского короля.
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/1ursula/1/33return.jpg Но лица короля и его близких суровы, поскольку послы сообщают об условиях невесты. Она готова стать женой, если Конон станет христианином и снарядит ее паломничество в Рим вместе с 10 000 девственниц. Конон оказался настойчив. Чем закончилось паломничество, мы уже знаем. Герои легенды словно предчувствуют грядущую мученическую смерть не только Урсулы, но и Конона вместе с тысячами девственниц.
Роль «лирических» персонажей отведена в этой части композиции мартышке с цесаркой:
Если в цикле картин о жизни Св.Урсулы Венеция была прекрасной грезой, то изображая чудо с реликвией Св.Креста, исцелением с ее помощью бесноватого патриархом Франческо Кверини, Карпаччо изображает реальную Венецию с деревянным мостом Риальто. Мы видим закатное небо, перспективу Большого канала и огромное количество венецианцев. Само чудо играет в композиции второстепенную роль. Разглядывая город и его жителей, мы о нем забываем.
http://www.wga.hu/art/c/carpacci/2/01mirac.jpg В картине множество портретных фигур:
Мы вновь встречаем нарядных щеголей:
Юный гондольер грустно смотрит на нас:
И еще один персонаж полотна хочет навсегда остаться с нами: