Фарфор в Шарлоттенбурге

Dec 16, 2014 12:47

Оригинал взят у cicerone2007 в Фарфор в Шарлоттенбурге
Чудесный подарок, который мне преподнесли в начале года, книга Н.В.Сиповской «Фарфор в России XVIII века», заставил меня вспомнить о новогоднем празднике для глаз двухгодичной давности. 2012 год мы встречали в Берлине, где стояла скорее весенняя, чем зимняя погода. В солнечный день мы попали в Шарлоттенбург.





Променад по парадным залам дворца завершился в Фарфоровом кабинете, где на фоне зеркальных стен располагается огромная коллекция китайского фарфора. Этот зал был создан для Софии-Шарлотты Прусской архитектором Иоганном Фридрихом фон Гете Иозандером в самом начале XVIII века.




Над зеркалами фарфоровые блюда, тарелки и вазы размещены в несколько рядов на фоне золоченого аттика. Их охраняют резные драконы и сидящие усатые китайцы в шляпах и набедренных повязках.




Все это сине-белое фарфоровое великолепие, мерцающее и переливающееся, завершается аллегорической композицией плафона. Кстати, этот зал видел во время своего путешествия Петр I в 1712 году. По возвращении царь выписал для украшения своих дворцов более полутысячи предметов восточного фарфора.




После парадной анфилады современные посетители Шарлоттенбурга попадают в залы, где экспонируются изделия Мейсенской мануфактуры. Именно на ней стали производить первый европейский фарфор. Появление фарфора в Саксонии по времени совпадает с сооружением Фарфорового кабинета в прусском дворце.




Самые забавные изображения на мейсенских тарелках - китайские животные и птицы. Такими их представляли европейцы, увлеченные дальневосточным искусством. Порождения шинуазри пленяют нас не только своей странностью, но и грациозностью.




Разумеется, встречаются и сцены из «галантной» китайской жизни.




Есть и сервиз с китайской флорой.




Впрочем, самым популярным рокайльным мотивом были европейские цветы в букетах или гирляндах.
















Вместе с насекомыми цветочные мотивы легко перебираются из одной эпохи в другую: из рококо в классицизм.










Чудесными букетами смотрятся на тарелках композиции из птиц. Вокруг них, как и рядом с цветами, порхают бабочки и стрекозы, копошатся жуки и божьи коровки.




С фарфором в Шарлоттенбурге я познакомилась случайно, поскольку во дворец приехала за другим. В этом музее хранится «Лавка Жерсена» А.Ватто. Мы нашли ее не сразу. Висела она в полутемном зале и рассмотреть ее можно было с трудом. Так и останется эта картина в памяти в серебристой дымке, так и будет ускользать очаровательная дама, разглядывающая вместе со своими спутниками картину, которую мы никогда не увидим. И только переливающееся платье и поза статуэтки останутся реальностью, удивительно близкой мейсенскому фарфору.


фарфор, экскурсия, Германия, музеи

Previous post Next post
Up