Leo Belgicus и Алхимический лев, пожирающий Солнце

Dec 04, 2014 19:51

Оригинал взят у gorbutovich в Leo Belgicus и Алхимический лев, пожирающий Солнце
Об Алхимическом Зеленом Льве, пожирающем Солнце, вошедшим в научный оборот в опубликованном виде в 1550 году, рассказывалось в записи Алхимия Корнея Чуковского.

А вот его переработка современным американским художником Уильямом Уайли:



Уильям Уайли (род.1937). Алхимический Лев, извращенный (? измученный) абстракцией, 2005, смешанная техника на холсте. Частная коллекция, Нью-Йорк / William T. Wiley, Alchemical Lyon Tortured With Abstraction, 2005, mixed media on canvas, 62 x 73", © William T. Wiley, Private Collection, New York, Photograph by Donald Felton, Almac Camera, San Francisco, California. Source

На этом произведении современного искусства Алхимический Лев изображен похожим на геральдического льва. И вспомнились другие львы, в том числе знаменитый картографический Leo Belgicus. Про него был рассказ в посте 2012 года Занимательная география. Старые карты. Часть 5. Кратко повторюсь.

Leo Belgicus имел различные варианты исполнения и даже смотрел вправо, то влево.


2.


Лев Бельгики. Михель Эйтцингер, 1586. Гравюра на меди. Размер: 37x44см. Из книги De Leone Belgico. Кельн, 1583 / Leo Belgicus. Michael Aitzinger, 1586. From De Leone Belgico. Cologne, 1583. Copper engraving. Size: 37x44cm. Verso: Blank. Engraver: Frans Hogenberg. Condition: Old coloured, a few small repairs at folds. References: Van der Heijden (Leo Belg), 1.2. From: De Leone Belgico. Cologne, 1583. This Leo Belgicus was in 1583 inserted into the book De Leone Belgico that Von Aitsing wrote on the war of independence of the Netherlands. In the preface to his book Von Aitzing put forth his motives for choosing this particular title and for inserting the lion map. His basic idea is clear: the lion as a symbol of strength and bravery in its heraldic representation. Source

Leo Belgicus впервые появился в 1583 году в книге De Leone Belgico, в которой Von Aitsing писал о войне за независимость Нидерландов. В предисловии к книге Von Aitsing объяснил свой выбор именно этого образа: лев предстает символом силы и храбрости в своем геральдическом облике

Leo Belgicus переводится с латинского как "Лев Бельгики". Это карта Исторических Нидерландов в форме геральдического льва, изображенного на гербах отдельных нидерландских провинций и на гербе правящего Оранского дома. Бельгикой в 16-17 вв. называли Нижние земли - территорию современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Нидерланды 16-17 веков действительно были похожы на льва.

3.


Peter Van Den Keere / Petrus Kaerius. Leo Belgicus,1617. Копия с оригинала Michael Aitzinger

Первая карта Leo Belgicus была изготовлена австрийским картографом Михелем Эйтцингером / Michael Aitzinger в 1583 г. в разгар борьбы нидерландских провинций за независимость. На этой карте голова льва помещена в верхнем правом углу и соответствует северо-западным провинциям Нидерландов.

4.


Leo Belgicus из Британской библиотеки, Амстердам, 1600-1750 / Leo Belgicus. Artificiosa et geographica tabula su - caption: 'Map in the shape of a lion'. Leo Belgicus.Image taken from Leo Belgicus. Artificiosa et geographica tabula sub Leonis figura XVII. Originally published/produced in Amsterdam, 1600-1750. Language: Latin. Source identifier: Maps.C.9.d.1, 6. British Library Shelfmark: Maps.C.9.d.1. Source

Карта в форме льва неоднократно повторялась и издавалась в разных модификациях.

5.


Leo Belgicus, 1630. Лев сидит на фоне бытовых сцен. Их можно увидеть подробнее кликнув по картинке / Claes Jansz. Visscher, Leo Belgicus, 1630 (1609). via 1, via 2

Прототипу карты австрийца Михеля Эйтцингера следует известная карта Нидерландов в форме геральдического льва амстердамского картографа Класа Янсона Фишера /Николаса Иоанниса Фишера (1587-1652) - основателя издательского дома Пискаторов / Claes Jansz Visscher. Дом Пискаторов обеспечивал потребности всей Европы в картах, атласах и офортах с городскими видами, а в России известен прежде всего знаменитой Библией Пискатора. Отголоски образов из Библии Пискатора можно найти на стенах храмов расписанных в 17 веке иконописцами Костромы, Ярославля, Москвы от Московского Кремля до Троицкого монастыря.

Leo Belgicus Пискатора впервые изготовлена по случаю заключения в 1609 г. Двенадцатилетнего мира.

Другие некоторые варианты Льва Бельгики:

6.


1632, Bello Belgico Stradæ. De Bello Belgico decas prima; size: 220x312 mm. Date 1631-1651. Sourcе

7-8.






Leo Belgicus in de Universiteitsbibliotheek Leiden. 25,1748, anoniem, P 12 N 68. Source
Leo Belgicus in de Universiteitsbibliotheek Leiden 26.1 (1e staat)1761B. Mourik P 12 N 67 Souce

Leo Belgicus из Лейденского университета

9.


Еще один Leo Belgicus из Лейденского университета / Leo Belgicus in de Universiteitsbibliotheek Leiden 2.2P 2 N 58 Source

10.


Leo Belgicus. Hondius, Jodocus, 1563-1612. CREATED/PUBLISHED[S.l.], 1611. 43 x 56 cm. CALL NUMBER G5990 1611 .H6 TIL. Library of Congress Geography and Map Division Washington, D.C. 20540-4650. Source

1611 годом датируется первое издание карты Йодокуса Хондиуса, на которой лев смотрит в противоположную сторону. Йодокус Хондиус (1563-1612) или Йоссе де Хондт /лат. Jodocus Hondius /нидерл. Josse de Hondt - фламандский картограф и издатель атласов и карт.

Левостороннего Льва тоже переиздавали ни раз.

11.


Ян Вермер. De Schilderkunst, 1666-1667. Холст, масло. 130×110 см. Музей истории искусств в Вене. via

Карту Leo Belgicus обнаруживаем в картине великого голландского живописца Яна Вермера Делфтского /Jan Vermeer van Delft (1632-1675), известную под названием «Аллегория живописи», или «Мастерская художника», или «Художник и модель», «Искусство живописи». Вермер написал эту картину в последнее десятилетие своей жизни. В ней заложено много символов и пластов смыслов.

12.



Фрагмент «Аллегории живописи» Вермера с картой на стене.

13.


Якоб Лукас Охтервелт /Jacob Ochtervelt (1634-1682). Music lesson, circa 1667. Medium oil on canvas. Current location Reiss-Engelhorn-Museen, Mannheim, Germany via

На полотне «Урок музыки» Якоба Охтервелта тоже наблюдаем карту Семнадцати провинций в форме льва.

Вот такой знаменитый картографический Лев, что даже остались его портреты в живописном исполнении. А напомнила о нем работа современного художника на алхимическую тему.

Источники:
в тексте

См.также:
Занимательная география. Старые карты. Часть 5 - здесь больше/другие Leo Belgicus.
Алхимия Корнея Чуковского
Сайт художника William T. Wiley

гравюра, карты, средневековая наука, география, живопись

Previous post Next post
Up