Советская традиция высшего образования, закрепившаяся в современной Беларуси, не соответствует требованиям времени и способна давать хороший уровень знаний лишь в узких, преимущественно технических областях, оставляю сферу гуманитарного образования без должного внимания.
Эксперименты со средней школой, корректировка курсов белорусской истории, иные «инновации» значительно опускают планку выпускников школ.
В настоящее время необходимо принятие европейских стандартов образования и обновление кадров в отечественном высшем образовании.
Белорусский язык как язык обучения должен занять достойное место на каждом уровне образования в Беларуси.
Белорусский язык в образовании:
Беларусь нуждается во внедрение белорусского языка в высшее образование. Количество курсов на белорусском языке должно постепенно возрастать во всех государственных университетах страны, при условии сохранении качества преподавания предмета.
Для преподавательского состава возможно организовать курсы изучения языка для дальнейшего преподавания на белорусском языке.
Программа должна быть последовательна и рассчитана на 10-15 лет.
Частное и государственное в образовании:
Беларуси необходима демонополизация системы образования, обеспечение равенства государственных и частных образовательных учреждений. Главным регулятором качества образования должен являться рынок образовательных услуг.
Те же процессы должны происходить в сфере среднего и среднего специального образования, это приведет к снижению нагрузки на бюджет страны, и уменьшит количество «случайных» или «халявных» высших образований, увеличит престиж учебы и повысит зарплаты в отрасли.
Произойдет сегментация учебных учреждений по классам престижности и качества обучения благодаря реальным показателям, а не надуманным государственным статусам и поддержке.
О свободе образования:
мы против принудительного или как у нас говорят обязательного образования. Человек должен осознавать ценность каждого уровня образования, связывать его с конкретными изменениями к лучшему в своей жизни, и выбирать учится или нет сознательно или иметь право отказаться от образования.
Текущие проблемы системы образования в Беларуси:
Средние школы:
То, что в последние годы происходит с нашими школами и их учащимися, является самым циничным примером издевательства государства и его бесчисленных бюрократов над судьбами людей. Как на подопытных кроликах, над школьниками постоянно проводят какие-то эксперименты. Огромные деньги из карманов граждан тратятся на всевозможные программы и реформы. При этом раздаются обещания относительно того, что вот-вот все эксперименты закончатся, и мы точно будем знать, что школьник должен учить, кто и по каким правилам будет поступать в высшие и средние учебные заведения. Однако из года в год все повторяется. Это держит в постоянном психологическом напряжении, а порой даже стоит здоровья нам, нашим родителям и учителям. Более того, такое отношение к системе образования привело к неимоверному снижению ее качества: сегодня уже невозможно даже надеяться на поступление в университет без репетиторов. Получается, что помимо безумных налогов, которые оплачивают бесконечные реформы и «работу» бездарных чиновников, мы еще вынуждены платить миллионы репетиторам за то, чтобы они научили нас тому, чему нас обязана учить школа. Это не просто издевательство, а самое настоящее преступление со стороны государства! Это настоящая дискриминация по отношению к тем, кто не может позволить себе платить репетиторам, и грабеж по отношению к остальным!
После того, как было принято решение о прекращении эксперимента с 12-летним средним образованием, совершенно очевидно, понадобится еще больше денег, чтобы вновь «перекроить» все учебные программы, «подогнать» инфраструктуру, подготовить и напечатать новые учебники. Это значит, что с нас еще больше будут «сдирать» через налоги и разного рода поборы в школах. А качество образования при этом явно не повысится.
Для улучшении ситуации с качеством среднего образования мы считаем необходимым:
• Прекращения разного рода экспериментов над школой и учащимися.
• Отказа от архаичных советских подходов к управлению системой образования.
• Сохранения 12-летней школы и ее развития в полноценную образовательную систему, способную подготовить человека к жизни в современном мире.
• Внедрения эффективной системы специализации и профориентации в старших классах, что позволит наилучшим образом готовиться к поступлению в ВУЗы и ССУЗы, а также в целом повысит образовательный уровень выпускников.
• Полного отказа от насаждения государственной идеологии в школах.
• Запрета внебюджетных сборов с родителей и учеников в школах.
• Установления стабильных правил поступления в ССУЗы и ВУЗы.
• Развития частных школ, что создаст конкуренцию в сфере среднего образования и повысит его качество.
• Сокращения вмешательства чиновников из министерства и отделов образования в дела школ.
• Публичного обсуждения проблем среднего образования с активным привлечением школьников, родителей и учителей (а не бюрократов) в качестве главных экспертов.
• Открытого формирования и расходования средств бюджета на среднее образование.
Высшее и средне-специальное образование
Приближаясь к окончанию средней школы, каждый из молодых белорусов сталкивается с вопросом: продолжать ли после получения долгожданного аттестата зрелости обучение в средне-специальном или высшем учебном заведении? Абсолютное большинство дает положительный ответ на этот вопрос и тут же сталкивается с проблемами подготовки к поступлению. Например, в зависимости от того, в какой университет/колледж/училище и на какую специальность они собираются поступать, а также в зависимости от материального положения наших семей, решается вопрос о поиске репетиторов (так как современная белорусская школа не выполняет свою обязанность по качественной и полноценной подготовке выпускников). Не менее важной проблемой для будущего абитуриента является и то, по каким правилам в этом году будет проходить вступительная кампания. Государство уже настолько приучило к своим ежегодным экспериментам в сфере образования, что все заранее готовятся к худшему и вместо того, чтобы больше времени и внимания уделить изучению необходимых предметов (как правило, до последнего момента точно неизвестно, какие именно это предметы), стараются вникнуть в очередные «великие задумки» бюрократов-шарлатан из министерств и ведомств.
Приложив максимум усилий для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к экзаменам, «убубохав» огромные деньги из родительского кармана на репетиторов, ребята подходят к главному: написанию централизованного тестирования по требуемым предметам. Сама форма централизованного тестирования достаточно интересна, так как дает хоть какую-то гарантию, что оценки сдающих будут не произвольно нарисованы не всегда объективными экзаменаторами, а выставлены беспристрастным компьютером (хотя и здесь остается много технических вопросов и возможностей для коррупции в пользу «избранных»). Основная проблема проведения централизованного тестирования в Беларуси связана с тем, как составляются тесты. Они каждый год становятся все сложнее (и это несмотря на постоянные обещания, что задания обязательно будут соответствовать школьной программе), и для получения высокого балла уже не хватает даже знаний, приобретенных от самых дорогих репетиторов. В результате тысячи хорошо подготовленных выпускников элементарно «заваливаются» и уже не могут рассчитывать на бюджетные места в выбранном учебном заведении. Но тут им «на помощь» приходит государство. В Министерстве образования придумали очень любопытную финансовую схему. Мало того, что с граждан страны собирают существенные налоги (одни из самых больших во всем мире), которые, кстати, должны обеспечивать и полное финансирование системы образования, «неудачникам» централизованного тестирования предлагают заплатить еще раз за право учиться на понравившейся специальности. Причем таких «неудачников» в общем числе студентов уже большинство. Таким образом, получается, что большинство платит за образование дважды.
А за что же необходимо так много платить? Может быть, за «самое лучшее в мире образование», в чем нас уверяют бюрократы из министерства образования? Но в том, что наше образование очень далеко от идеала, убеждаешься уже с первого дня учебы. Техническая база и инфраструктура в целом настолько устарели, что остается только недоумевать по поводу того, на что все-таки тратятся наши деньги. А пока мы недоумеваем, деньги продолжают тратиться…
Очень много вопросов и к содержанию нашего высшего образования, его качеству. Мало того, что повсеместно введены «очень необходимые» предметы вроде «Идеологии белорусского государства», единственной целью которого является убедить обычно сомневающихся во всем молодых людей в величии и некоей божественной миссии первого президента Республики Беларусь и тем самым оправдать его право занимать эту должность пожизненно. Студенты экономических специальностей некоторых престижных ВУЗов никак не могут понять, зачем им, будущим высококлассным менеджерам и финансистам, детально изучать строение доменной печи. А на дворе-то XXI век уже! Будущие юристы, программисты, врачи, строители и преподаватели обижаются, что за время обучения в университете они ни только не получают хороших знаний по иностранному языку, но и напрочь теряют элементарные навыки общения, приобретенные в школе. И это в то время, когда министр образования Республики Беларусь регулярно рассказывает молодому поколению о том, что в современном мире человек, не владеющий хотя бы одним иностранным языком совершенно неконкурентоспособен на рынке труда!
//
http://3dway.org/node/9388