Чем бились в Ригведе

Dec 23, 2021 16:56





Как в Махабхарате, лук и стрелы упоминаются примерно так же часто, как все остальные виды оружия, вместе взятые (171 против ~174). Второе место за булавой («дубина» в пер. Елизаренковой), гл. обр. за счет того, что это оружие Индры («ваджра», «дубина грома» т.е. молния). Если учитывать это, второе место будет за щитами и копьями. Топор встречается 44 раза, но примерно половина из этого - хозяйственное применение (рубка деревьев и плотницкие работы, причем в одном случае топор назван «каменистым»). То же относится к ножам (7->3), меч упом. 1 раз, клинок 1 раз итого 5 для клинкового - очень мало по ср. с Мхб, что ожидаемо. Броня не упоминается, кроме шлемов.



Вооружение в Ригведе



Металл оружия - ayas, что Елизаренкова и др. переводили как «железо», но многие с этим не согласны . Тем более, судя по контексту, металл имеет желтый оттенок: «железным» (металлическим) называется 1) пламя огня

(Ты,) железный зуб, достань (своим) пламенем
Колдунов, когда зажгут (тебя), о Джатаведас!

Он оттачивает пламя, словно клинок из железа

и 2) выше упомянутая ваджра, которая при этом «золотистая», а также сравнивается с буланым (светло-рыжим) конем:

Вот его золотистая ваджра, которая железная

Ваджра покрывает (расстояние), как буланый (скакун) при забеге.

3) Индра «железный» и при этом златовласый. Раз речь о внешнем виде, то, возможно, он не железный, а бронзовый, загорелый:

(Тот,) который железный, с золотистыми усами, пронзил змея.
Тысячепламенным стал носитель золотистой (ваджры).
Только ты был желанным, восхваленный
Прежними жертвователями, о Индра златовласый!

Златобрадый, златовласый, железный

Щиты по всей видимости кожаные (их сшивают), а также бронзовые («Разбрасывая искры, словно щит в сражениях») и деревянные («крепкий щит без трещин»), многослойные, как в Илиаде («щит с тройной защитой», «с тройным щитом»).

Передвигаются и воюют герои в основном на колесницах (747), хотя есть упоминания верховой езды:

Кто вы будете, о прекраснейшие мужи,
Которые явились один за другим
Из самой дальней дали?
Где ваши кони? Где поводья?
Как сумели? Как приехали?
(Где) седло на спине (коня)? (Где) удила в ноздрях?
(Где) хлыст на их крупе?
Вы расставили ноги,
Как женщины при родах.

Индра впервые сел на него (коня) верхом.

Особенно интересно, что удила «в ноздрях». Я предполагал такой способ управления, исходя из индийских петроглифов.

Один раз упоминаются ножи на ободьях колес, на колесницах воинственных божеств-Марутов.

В заключение, гимн VI, 75 «К оружию», целиком посвященный вооружению и боевым действиям:

Гимн представляет собой заговор царского оружия домашним жрецом царя-пурохитой перед боем.
1 Облик грозовой тучи бывает (у него),
Когда со щитом он отправляется в лоно битв.
С нераненным телом ты одерживай победы!
Да спасет тебя эта мощь щита!
2 С луком (пусть завоюем мы) коров, с луком пусть выиграем бой!
С луком пусть выиграем жаркие сражения!
Лук причиняет досаду врагу.
С луком пусть завоюем мы все стороны света!
3 Словно желая что-то сказать, снова и снова она приближается к уху,
Обнимая милого друга,
Натянутая на лук, она визжит, как женщина,
Эта тетива, спасающая в бою.
4 Эти двое, идущие (в бой,) словно южная жена - на свидание,
Пусть несут (стрелу) в (своем) лоне, словно мать - сына!
Пусть отбрасывают они вместе врагов
Эти два конца лука, обращая в бегство недругов!
5 (Он-) отец многих (дочерей), много у него (и) сыновей.
Он издает (звук) Пшш, пускаясь в битву.
Колчан во всех схватках и столкновениях
Побеждает, привязанный на спине, побужденный (к действию).
6 Стоя на колеснице, вперед направляет боевых коней
Умелый возница, куда только ни пожелает.
Дивитесь величию поводьев.
Вожжи сзади правят мыслью (коней).
7 Страшный шум поднимают кони с мощными копытами,
Рвущиеся к награде вместе с колесницами.
Топча недругов ногами,
Они без устали уничтожают врагов.
8 На (телегу,) возящую колесницу - жертвенная (повозка) - имя ее -
Куда сложено оружие, щит его,
Туда мы хотим усадить могучую колесницу,
Мы всегда настроенные благожелательно.
9 (Вот) сидящие вместе вокруг сладкого (сомы) отцы, наделяющие жизненной силой,
Опора в беде, могучие, глубокие,
Образующие удивительное войско, сильные, как стрелы, ревностные,
Поистине мужественные, большие, покоряющие отряды (врагов).
10 О брахманы, отцы, достойные сомы,
(Да будут) милостивы к нам Небо-и-Земля, безгрешные!
Да охранит нас Пушан от беды, о умножающие закон!
Защити (нас)! Да не приобретет никогда злоречивец власти над нами!
11 Она одевается в орла. Антилопа - ее зуб.
Подпоясанная коровьими (сухожилиями) летит она, когда (ее) выпускают.
Где мужи сбегаются и разбегаются.
Там стрелы пусть даруют нам защиту!
12 О летящая прямо (стрела), обойди нас!
Камнем пусть станет наше тело!
Сома пусть подбодрит нас!
Адити пусть дарует нам защиту!
13 Он хлещет их по спине,
Бьет по крупу.
О кнут, понятливых
Коней побуждай в сражениях!
14 Как змея кольцами, он обвивает
Руку, отражая удар тетивы.
(Отражатель) удара в руку, знаток всех правил,
Муж, мужа пусть защитит он со всех сторон!
15 Та, что обмазана ядом, чья голова-олень,
А чьи уста - железо,
Божественной стреле из семени Парджаньи
Это высокое поклонение!
16 Лети прочь, когда (тебя) выпустят,
О стрела, отточенная заговором!
Иди, порази врагов,
Не оставь кого-нибудь из них!
17 Где летают вместе стрелы,
Как мальчишки с распущенными волосами,
Так Брахманаспати нам
(И) Адити пусть дарует защиту,
Всегда пусть даруют защиту!
18 Уязвимые места твои я прикрываю щитом.
Сома-царь пусть оденет тебя в силу жизни!
Простор пошире пусть создаст тебе Варуна!
Пусть боги возрадуются, когда ты побеждаешь!
19 Кто свой, (кто) чужой
И кто посторонний хочет нас убить,
Все боги пусть порешат его!
Заклинание (да будет) моим внутренним щитом!

Интересно, что колесницу возят на телеге и достают, видимо, только непосредственно перед боем. Стрелы костяные и бронзовые, с костяной втулкой(?) Кони активно участвуют в битве - давят пехоту. «Где мужи сбегаются и разбегаются» - характерный для бронзового века режим боевых действий.

древность, Ригведа, война

Previous post Next post
Up