Коммунизм как реальность

Dec 23, 2010 14:43


Прочитал "Коммунизм как реальность" Зиновьева.

"Коммунизм как реальность" представляет довольно интересное чтиво, местами правда (на мой вкус) перегруженное философизмами (автор - философ). Автор раскрывает суть коммунизма, как он ее видит - специфические законы коммунальности, как он их называет - примерно то же самое что Хайек в "Дороге к рабству" называет коллективизмом. Главный посыл в том, что если в либеральном обществе человек получает блага главным образом посредством своей экономической деятельности, то в коммунистическом обществе он прибегает для этого главным образом к общественной (социальной) деятельности - знакомства, участие в общественных и политических организациях, "общественную работу". Т.е. если в капиталистическом обществе человек получает по большей части соответственно тому, как он работает, то в коммунистическом - соответственно тому, как он умеет наладить свои личные отношения с окружающими и изобразить верность идеалам (имеется ввиду не столько номинальная зарплата, сколько различный блат, общественная помощь, путевки, продвижение в очереди на квартиру, продвижение по карьерной лестнице и связанные с ним разнообразнейшие привилегии). Отсюда два следствия: во-первых, производительность труда не мотивируется должным образом (а мотивируется развитие социальных навыков в первую очередь), а во вторых посты руководителей всех мастей занимаются со временем неким типовым средне-тупым начальником, т.к. законы подковерной борьбы (коммунальности) препятствуют выдвижению талантов, что вместе с неважной производительностью труда еще более усугубляет положение общества.

Естественно какой-нибудь сталин только что сформировавший бюрократический аппарат из нужных людей может в некой мере ей управлять, компенсируя (в некоторой мере опять же) негативные эффекты вертикали власти, но как только он умрет - власть из диктатуры превратится в олигархию, которая будет сажать на престол таких царей которые не будут покушаться на ее постоянно растущие привилегии. Со временем такая система приводит общество в упадок. (можно провести параллели с функционированием больших, с ветвистой управленческой иерархией, корпораций на западе, почему они становятся неэффективными и в конце концов разрушаются, или разваливаются и поглощаются по кускам молодыми компаниями - карьеризм начинает доминировать над эффективностью).

Зиновьев впрочем пишет что коммунистическое (построенное на принципах коммунальности) общество прочно (прочнее либерального) и может просуществовать очень долго. (Книга вообще написана в 70х годах насколько я понял). Советский Союз на деле прожил мало... хотя РФ можно в общем то считать его преемником, принципы коммунальности тут так же цветут и пахнут, чиновники многие - фактически те же самые, только перекрашенные, коммунисты. Ленин кстати также вроде бы писал о том что советская власть опиралась на чиновничий аппарат оставшийся от РИ. Так что это еще вопрос, развалился коммунизм или нет. Тут все дело в том, что собственно считать разрушением (коммунистического, либерального, какого угодно) общества. Была ли война за независимость США крахом Британской Империи? Гражданская война в США - крахом США?

Во всех этих случаях общество не изменялось особо, оно воспроизводило в общих чертах те же формы, которые существовали до краха (хотя и с некими изменениями). Тут налицо цикличность. При этом с каждым циклом привносится в организацию общества что-то новое (или удаляется что-то старое). Революция тут выступает наподобие сброса рогов у оленя, или смены кожи у змеи (с той разницей что новая кожа в точности такая же в отличие от новой общественной структуры). О полном и бесповоротном крахе можно говорить разве что если страна была полностью завоевана, а ее население - уничтожено. Та же Римская Империя была завоевана, однако население не было уничтожено, и культурный багаж римлян проник в германское общество породив феодализм а затем и современную западную цивилизацию через это. Византия сильно повлияла на Россию, и т.п.

Возможно, Зиновьев имел ввиду эту концептуальную устойчивость, а не устойчивость конкретной политической системы.

PS: статья в тему. В т.ч. приводятся соображения об "одноразовости" общества основанного на бюрократии (о чем я выше писал): после смерти деспота начинается разложение и застой. Впрочем, наличие деспота не гарантирует даже первоначального успеха системы, т.к. успех зависит от его способности управлять обществом, которая не гарантирована (для захвата власти достаточно способности захватывать власть).

коммунизм, книги, история, общество

Previous post Next post
Up