Equivalent variation

Dec 30, 2016 16:35


Как доступ к колониальным товарам увеличил благосостояние европейцев?

При оценке благосостояния людей в разные эпохи сравнивают стоимость потребительской корзины. Проблема при таком подходе в том, что не учитывается влияние новых товаров, ранее недоступных. Например, если вы имеете сравнимую одежду и жилье, и питаетесь так же, как средневековый человек, но можете пить чай с сахаром - насколько лучше него вы живете? Чтобы оценить эффект новых товаров, экономисты предложили использовать "эквивалентное изменение" - параметр, показывающий, какое увеличение дохода соответствовало бы возможности купить новый товар. Например, в момент появления на рынке товара Х он стоил 100 денег, и его покупало 50 человек. Затем товар подешевел в 2 раза, что привело к увеличению числа потребителей до 150 человек, а затем еще в 2 раза, и его стали покупать все (300 человек). Можно сделать вывод, что 50 человек получили эквивалентное изменение дохода в размере 75 денег (при снижении цены с 100 до 25), и 100 человек - в размере 25 денег (при снижении с 50 до 25). И если средний доход составляет 200 денег, с учетом эквивалентного изменения он увеличился до (300*200 + 50*75 + 100*25) / 300 = 220 денег, или на 10%. Понятно, что пример упрощенный, но показывает основную идею.

Вооруженные новым методом, ученые оценили воздействие колониальных товаров на благосостояние англичан. Цена на чай с 17 века снизилась на порядок, а его потребление выросло до 2.4 фунтов на душу населения к концу 19 века, среди людей всех категорий общества. За этот период даже при небольших снижениях цены число потребителей чая быстро росло, т.о. при дальшнейшем снижении цены люди получали чай дешевле, чем были готовы за него заплатить. Проанализировав динамику цен и спроса, ученые определили, что эквивалентное изменение дохода благодаря чаю составило 7.9%. Сахар и кофе увеличили благосостояние еще на 8% и 1.5% соответственно, что в сумме составило 17% - значительная цифра, при том что в нее не включен эффект от томатов, картошки, кукурузы, табака и прочих товаров, ставших доступными в эпоху географических открытий.

Для сравнения, эквивалентное изменение дохода от появления персональных компьютеров, интернета и мобильных телефонов определено соответственно в 4%, 3% и 1%, т.е. чай произвел на человека Нового времени такой же эффект, как все эти технологии вместе взятые - на нас. Но все наши достижения меркнут, если к чаю добавить сахар... Такая картина объясняется наличием гораздо большего числа потребительских товаров на рынке в конце 20 века, по сравнению с началом Нового времени и унылой средневековой диетой из хлеба и пива.

http://voxeu.org/article/new-goods-malthusian-world-welfare-gains-coffee-tea-and-sugar

Англия, экономика, история

Previous post Next post
Up