Тотемизм - первое разделение труда

Apr 23, 2014 11:47


Читаю "Как возникло человечество" советского ученого и мыслителя Юрия Семенова. Книга 1966го года, явно устарела в некоторых моментах (понимание эволюции, например), в других - вполне адекватна (что подтверждает Дробышевский) и дает интересную т.з. на разные вопросы генезиса человечества. Итак, как возник тотемизм и почему - со слов Семенова.

Тотемизм универсален для человеческой культуры, во всех частях планеты разные племена имели тотемы. Как правило в качестве тотема какое-то животное, реже - растение. В исключительных случаях - предметы. Члены племени ощущают свою кровную связь с тотемом, т.е. считают, что имеют с классом тотемных существ общих предков. Обычно тотем запрещено убивать, напротив - он подлежит защите. Но распространены обычаи, когда в определенное время запрет снимается. Или это ритуальное поедание тотема, или временное разрешение на охоту. Для племен же других тотемов добыча данного тотема запрещена в любое время, или по крайней мере требует согласования с племенем тотема, например, выплаты "налога" в виде части добычи. Семенов делает неожиданный на первый взгляд вывод, что таким обычаям предшествовала охота племени исключительно на свой тотем. Это подтверждается как этнографически (мифы австралийцев), так и археологически - среди костей, откопанных на палеолитических стоянках, подавляющее большинство принадлежит какому-то одному виду животных, причем эти виды очень разные, произвольные - лошади, ослы, олени, быки, медведи, козы и т.д., т.е. нельзя сказать, что какие-то кости преобладают просто из-за того, что данные животные вообще были распространены больше, чем другие. У австралийцев в мифические времена альчера арунта группы людей принадлежали разным тотемам, при этом еще не существовало экзогамии, родового строя, и, что интересно, люди могли менять тотем - а значит и переходить в другие группы. Возможность существования таких обществ, без какой-либо организации ("человеческие стада") также подтверждена на современных примерах.

Связь с тотемом культурно выражалась в раскраске тела и танцах. В нескольких не родственных примитивных языках принадлежность к определенному тотему выражается словосочетанием "танцевать тотем" - "танцевать журавля", "танцевать дикую кошку" и т.п. Семенов видит в этом подражании охотничью адаптацию: чтобы охотиться на животное, нужно хорошо знать это животное. Действительно, движения этих танцев очень точно описывают поведение соответствующих животных. Вместе с тем переодевание в животных и подражание их движениям играет ключевую роль на охоте, когда нужно подкрасться к жертве - и это демонстрируется современными примитивными культурами, техника маскировки и подкрадывания у них очень хорошо развита. Охотник может обмануть животное, приблизившись на достаточное расстояние для точного броска копья (луки были изобретены уже в мезолите).

Семенов относит появление тотемизма, или культурной практики подражания животным, к очень ранним временам. По крайней мере это имело место гораздо раньше появления родовой организации. Возможно, речь еще не была достаточно развита в те времена (или ее вообще не было), и танцы служили наглядным пособием в передаче знаний о традиционном объекте охоты между поколениями. Вместе с тем подражание животному в условиях неразвитости мышления приводило к самоотождествлению с ним, или, возможно, наоборот - через отождествление - к более успешному изучению и охоте и в итоге закреплению культурной традиции. Таким образом происходила специализация отдельных общин к охоте на определенных животных, или собирательству определенных растений (или производству определенных предметов на экспорт?), также это делало возможным мирное и выгодное сосуществование нескольких групп людей на одной территории, культурный и материальный обмен между ними.

С развитием речи и культуры вообще, социальной и материальной, информационная емкость общины увеличивалась, что позволяло эффективно передавать знания о способе добычи других животных и растений, кроме тотемного, но некоторое время еще специализация на тотемном животном играла большую роль. Эта роль постепенно уменьшалась: сначала люди охотилась только на свой тотем, потом старались по возможности замещать его пищей из других источников, чтобы численность тотема успевала восстанавливаться, потом стремились не добывать тотем без необходимости, чтобы всегда иметь большой запас пищи на всякий случай - логичным образом это приводило в итоге к запрету на добычу тотема. После чего тотемизм, лишившись практического значения, отмирал. Эхом тотемизма в наши дни являются священные и геральдические животные. Пищевые запреты в некоторых религиях тоже, возможно, уходят корнями во времена тотемизма.

книги, каменный век

Previous post Next post
Up