Leave a comment

Comments 13

hippy_end January 9 2014, 14:52:14 UTC
Спасибо за интересный разбор вопроса, прочел с большим интересом.

Еще одна гипотетическая версия: каннибализм стал табу в силу отделения мира людей от мира "остальной", "дикой" природы при переходе к сельскому хозяйству. Человек стал рассматриваться как "высшее", "особое" существо, принципиально отличное от "всех других", поэтому понадобились запреты на некие действия, допустимые по отношению к другим животным, но - недопустимые по отношению к человеку.

Убийство на роль такого запрета - никак не подходило в силу постоянных территориальных конфликтов между людьми. А вот запрет поедания убитых людей - да, был вполне осуществим на уровне поведения. И это - реально ОТДЕЛЯЛО особое существо человека от всех других животных: их - всех других животных (за произвольным исключением, определяемым самим человеком) есть можно, а людей - всех, без исключения - есть нельзя.

Интересно, что Вы думаете о такой гипотезе?

Reply

3seemingmonkeys January 9 2014, 16:03:08 UTC
Да, действительно животные резко отделялись от людей. римляне например говорили про варваров, что "они едят человечину, точно животные". у греков мифический герой (Тантал) накормил богов мясом собственного сына чтобы испытать их якобы всеведение.. - тут тоже некий мотив низведения на низшую ступень. в общем в древности кажется больше было презрения к каннибализму чем ужаса перед ним. что-то такое конечно было, не знаю тянет ли на самостоятельное объяснение. человек безусловно видел свое отличие от животных но существовала ли необходимость подтверждать его специально, в таком достаточно затратном виде. в то же время уважение к мертвецам своим и вражеским можно проследить с начала истории, Ахилл хоть и "оскверняет" тело Гектора, но все же передает его троянцам для погребения.

Reply

hippy_end January 9 2014, 16:21:02 UTC
О, это была лишь одна из возможных гипотез, возможно, дополняющих ту основу, о которой Вы пишете.

Reply


oetar January 9 2014, 19:14:22 UTC
Спасибо, интересно. Я бы добавил что запрет на поедание человечины не слишком сильный. При длительном голодании, как я понимаю, легко преодолевается.

И я кстати не думаю что во время голода в Поволжье да и вообще в те годы гражданской войны и коллективизации - людоедство было менее массовым явлением чем во время Культурной революции в Китае, я думаю даже более массовым, уж очень долго у нас был бардак, за многие годы бардака людоедство могло вообще стать почти нормой, по крайней мере многое мной прочитанное на эту мысль наводит.

Reply

3seemingmonkeys January 10 2014, 02:34:33 UTC
Голод - исключительный случай (хотя может и не редкий), я такие не рассматриваю, т.к. существует принуждение к нарушению табу. Случаи в Китае интересны как раз тем, что были вызваны не голодом. Революция отменяет привычные нормы, проявляются не сдерживаемые более архаичные паттерны поведения. Как минимум еще один случай произошел во время Французской революции, когда толпа растерзала и частично съела принцессу де Ламбаль. В этих случаях каннибализм можно считать продолжением агрессии, призванным уничтожить классового врага вообще без остатка. Возможно, раньше этот паттерн срабатывал регулярно, и такое поведение могло считаться пищевым, но в наши дни это исключительное явление, не имеющее особого отношения собственно к питанию ( ... )

Reply

не всякая религiя такъ ужъ противъ людоѣдства kirillovec September 20 2015, 10:21:28 UTC
Китайцы ещё тѣ людоѣды , исторически

стоитъ просто почитать ихъ народныя сказки, ну и романъ "Рѣчныя заводи"

про Японцевъ я кстати тоже могу сослаться на кодексъ "Бусидо" (кстати буддiйскiй) рекоммендующiй кушать пѣчень врага

гооворятъ, и по Тибету было что-то подобное

Reply


gans2 January 16 2014, 08:14:09 UTC
Табу на каннибализм усиливало религиозность, которое в свою очередь увеличивало размер племени. Табу на каннибализм - достоверный признак сложного ритуала отличающий религиозную общину. Интересный разбор возникновения похорон у Беркема в "Мародере".

Reply

3seemingmonkeys January 25 2014, 07:30:52 UTC
это?

Людоедов убивали, выбрасывали из окон, сжигали в квартирах целыми семьями. Именно тогда возродился ритуал похорон, только каждая фаза процесса теперь имела вполне практический смысл: семья умершего демонстрировала целостность трупа, и его закапывали при свидетелях, которых потом в знак признательности угощали.
Самым страшным стало потерять кого-либо из семьи и не предъявить соседям полностью укомплектованный труп.проблема такого объяснения в том, что [до]исторически похороны появились раньше табу на каннибализм. тогда и семей отдельных не было. также не ясно, какой смысл карать людей съевших собственных родственников, если табу еще нет. другое дело если б семьи каннибалов ели соседей, но тогда поеденный труп мог бы быть поводом к расследованию, но не поводом для наказания его собственной семьи ( ... )

Reply

gans2 January 25 2014, 07:40:51 UTC
Семьи были всегда. Род - это такая ритуализированная увеличенная семья. Проторелигия.

Reply


freevad April 26 2014, 16:32:17 UTC
Вообще-то ещё в первой половине 20 века каннибализм был обычным делом на территории СССР. В Китае до сих пор.
А уходил каннибализм всегда одним способом - централизовано новой властью. Калёным железом и культурной революцией.

Reply

kirillovec September 20 2015, 10:12:53 UTC
никакой централизованной власти въ срѣдневѣковой Европѣ не было

а вотъ изжили

культурная революцiя была, естественно , и не одна

Китайцы и не думали изживать каннибализмъ включая ритуальный и медицинскiй

Reply


kirillovec September 20 2015, 10:11:16 UTC
скажемъ такъ, надо изучать эпидемiологическую сторону вопроса

а именно : есть рядъ заболѣванiй, которые выкашиваютъ каннибаловъ , самое извѣстное -- губчатый энцефалитъ,

но вообще поѣдая человѣка -- не сложно отъ него заразиться чѣмъ угодно

Reply

3seemingmonkeys September 20 2015, 10:39:34 UTC
эпидемии возможны при эндоканнибализме.
если своих покойников не есть, заболевание не будет распространяться.

зараза опять же от трупоедства, и тут все равно, людей есть или животных.
если убивать и есть молодых и здоровых воинов или рабов, при этом хорошо прожарив, риск минимальный.

Reply


Leave a comment

Up