Оригинал взят у
vg147 в
в музыке кочевников можно выделить «звериный стиль».Итак, в Туве ученый встретился с еще не разрушенной кочевой культурой, пастушеской музыкой, которая основывается на подражании природе, рождается из стремления передать ее красоту, отразить те возвышенные чувства восхищения, ликования, которые охватывают человека, когда он оказывается посреди этой красоты.
Здесь автору потребовалось подробно остановиться на понятии «мимесис» (по-гречески термин означает «подражание»), выражающем сущность человеческого творчества, особенно в искусстве.
Традиционная музыка кочевников - это миметический отклик человека на окружающую среду. А так как для кочевника окружающая среда - это горы, степь, тайга, реки, ручьи и водопады, крики птиц, домашних и диких животных, шум ветра, дождя и тающего снега, то и музыка - инструментальная, обычное и горловое пение - отражает весь этот огромный звучащий мир. И слушатели-тувинцы сразу узнают, понимают эту «программу», для них такая музыка совсем не экзотична.
Изучая звукоподражания животному миру в тувинской народной музыке, Т. Левин пришел к выводу, что не только в изобразительном искусстве, но и в музыке кочевников можно выделить «звериный стиль».
На протяжении всего повествования Т. Левин прослеживает связь между историей народа, природной средой, где он обитает, и музыкой. Однако он отнюдь не отстраненный, беспристрастный исследователь-аналитик музыкального искусства кочевников. Он связан со своими героями - музыкантами-исполнителями, знаменитыми и не очень, обычными человеческими чувствами, понимает их проблемы, сложности жизни тех, кто стал знаменитым, постоянно гастролирует по зарубежным странам, мало бывает дома.
Иностранцам нравится «позитивная энергия, ритм и чудесные, странно звучащие голоса», хиты тувинских горловиков стали использоваться как музыкальная часть рекламы сырных палочек, спортивных товаров и прочее. Постоянно гастролирующие музыканты работают на износ, подвергают себя духовному истощению. Многие уже ушли в мир иной…
Тед Левин озабочен тем, что горловое пение на глобальном рынке становится товаром. В угоду спросу из него исчезают старина, разнообразие стилей; напротив, развиваются те виды горлового пения, которые пользуются у публики наибольшим успехом.
Популярность тувинских ансамблей за рубежом создала благоприятный климат для возрождения народных музыкальных традиций в самой Туве, да и многочисленные ансамбли стали появляться здесь, как грибы после дождя…
По какому пути пойдет дальнейшее развитие музыкального искусства в Туве и, в частности, яркого его феномена - горлового пения? По пути упрощения и коммерциализации или бережного сохранения всего богатства и разнообразия народных традиций? Будущее покажет.
Закончить разговор о новой книге хочется словами самого Теда Левина и присоединиться к ним: «Удивительная способность кочевников извлекать музыку из окружающего их мира может послужить вдохновляющим примером для каждого из нас.
Музыка номадов может помочь нам соединиться с нашим коллективным прошлым. А если мы прислушаемся повнимательнее, поможет достичь гармонии с окружающим миром в будущем».
http://www.tuvpravda.ru/archive/5674-2012-07-26-04-42-58.html