Культура голода. Аскетизм не мазохизм!

May 02, 2018 16:24

https://burboniha.livejournal.com/15573.html

Отличительной чертой традиционного русского мировоззрения является ориентация на низкий уровень потребления.

Знаток крестьянства А.В.Чаянов в свое время сказал: «побеждает тот, кто умеет голодать».

Поэтому никто не смог сломить русского крестьянина и никто не сможет сломить русский народ (если сам он не захочет). Поэтому Запад не смог перемолоть Китай, Индию и Африку.

Культура голода несравненно выше и тоньше культуры сытости. И крестьянские народы ею владеют.
Культура голода - это вовсе не модные сейчас голодания и разгрузочные диеты.
Культура голода - это мировоззрение довольного жизнью человека, находящего радость в собственном существовании и поэтому приученного обходиться малым.

Вся жизнь русского человека была приспособлена к тому, чтобы обучиться культуре голода, культуре низкого потребления, и именно поэтому большинство дней в году - от 192 до 216 - в разные годы - были постными. Но постные дни вовсе не были днями печали, показной скорби и посыпания головы пеплом. Это были дни праздника. Традиционно на Руси было очень много праздников.

С самых пеленок русский человек учился ограничивать свои неуемные желания и преодолевать их, отказываться от того, что по большому счету и не нужно.
Если говорить прямо, то традиционная русская культура учит именно этому - аскетике.
Часто не правильно понимают это слово.
Аскетика - это вовсе не мазохизм, не бессмысленные самоистязания.
Аскетика - это радость. Это умение находить радость в самых простых вещах, умение быть благодарным за то, что есть, умение находить удовольствие даже в отказе от желаемого.

Для примера вспомним Татьяну Ларину из «Евгения Онегина».
Почему Татьяна отказала Евгению Онегину?
Многие из современных девушек поступили бы иначе: они брали бы деньги и у законного мужа, и на стороне бы крутили любовь с Женечкой Онегиным.
Но для Татьяны клятва нелюбимому человеку была дороже, чем волнение ее сердца.

Почему? Потому что она была воспитана в традиционной русской культуре, аскетической по своей природе.
Она знала о том, что радость может быть горькой. И рождаться эта радость может и оттого, что ты сдержал себя и не переступил через черту.
Аскетическая культура, культура голода - это искусство радоваться всему, в том числе тому, что ты умеешь остановиться.
Человек, имеющий эту культуру, не будет набрасываться на еду. Он сначала успокоится (раньше для этого существовала традиция помолиться перед едой) и после этого будет есть спокойно и уравновешенно. Он съест именно столько, сколько ему надо, не переест, не будет испытывать страстного желания набить полный живот всем подряд, на что упадет взгляд.
Аскетическая культура - это вовсе не жесткий запрет что-то не делать.
Совсем нет.
В аскетической культуре никто не говорит о запретах, т.к. все понимают, что «запретный плод сладок». Аскетическая культура - это искусство радоваться и улыбаться в любой ситуации, даже если ситуация полна драматизма.
Аскетическая культура - это искусство сделать так, чтобы запрещенные вещи делать просто не хотелось.
Аскетическая культура воспитывает потребность делиться, а не брать.

Но мы постепенно теряем нашу традиционную культуру и превращаемся в общество потребления. Мы стремимся как можно больше потребить, и это становится нормой жизни.
Можно сказать, что сбывается пророчество Александра Блока: «В будущем я вижу две России: Россию-Америку и Россию православную».
Это два народа, живущие на одной территории, говорящие на одном и том же языке, но имеющие совершенно разное мировоззрение и этику.

Россия-Америка - это биг-маки, хот-доги, чупа-чупсы, кока-кола и страстное желание потреблять.
Это желание потреблять само собой приводит к росту ожирения - просто потому что мировоззрение безудержного потребления само собой провоцирует переедание.

Образ этой культуры скопирован с США, страны, имеющей самое большое количество полных людей в мире. Так мировоззрение человека прямо отражается на его фигуре - если ты привык потреблять, то это относится не только к вещам, одежде, машинам и другим материальным благам, но и к еде.

Россия православная (т.е. традиционная) - это аскетическая культура, направленная на низкий уровень потребления.
Кстати, именно поэтому люди с недоверием относятся к священнослужителям, имеющим лишний вес. И в самом деле, как может человек учить аскетической культуре (в данном случае Православию) других, если не смог научиться этому сам?
Традиционная культура учит не привязываться к ценностям, вещам и страстям, это культура, которая учит делиться с ближним, а не обирать.
Главная заповедь этой культуры: «Ты можешь владеть всем, лишь бы это не владело тобой».

Аскетическая культура - вовсе не означает жизнь в бедности. Скорее, наоборот, она дает стержень человеку, и люди, принадлежащие аскетической культуре, могут быть очень богатыми.
Но они накапливают богатство совсем не ради богатства.

Чтобы продемонстрировать эту мысль я хочу обратиться к истории и вспомнить о староверах.
Во времена царствования Алексея Михайловича, прозванного «Тишайшим» (отца Петра I), после победы в войне с Польшей, Россия ощутила себя империей православных народов.
Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон мечтали о том, что после присоединения Украины они двинутся дальше на Константинополь, и о том, что новая столица огромной православной империи будет перенесена из Москвы именно туда - в Константинополь.
Согласно этому плану Никон и начал реформу богослужения, стараясь максимально ее подладить под греческие правила.

(Кстати, это отличительная черта русского империализма - завоевывая страны, русские стремятся подладиться под тех, кого завоевали. Западный империализм действует противоположным образом - завоевывая народы он стремится навязать покоренному народу свою школу, свою культуру и свою религию.)

Но не все русские христиане приняли новые правила богослужения, введенные Никоном - население раскололось на тех, кто не хотел менять свои обычаи (староверы) и на тех, кто был готов исполнять указ патриарха Никона.
Чтобы преодолеть это разобщение, сын Алексея Михайловича - Петр I - ввел обязательный налог на староверов, полагая, что крестьянин ради лишней копейки пойдет к никонианскому попу.
Но в итоге все вышло совершенно иначе. Дело в том, что до этого, люди жили по принципу «и нашим, и вашим». В душе они пусть и лелеяли любовь к старым обрядам и книгам, но при случае, какой храм попадется, в такой и шли.
Но жесткий императорский указ заставил сделать выбор.

Для мужиков-тружеников, привыкших нести ответственность за свои семьи, за свое хозяйство и будущее своих детей, это означало некий вызов. Это что же, значит, я совесть свою продам за какие-то копейки? Ну уж нет. Я лучше напрягусь, но этот налог отдам, зато веру своих отцов сохраню.
Эта мотивация и привела в итоге к появлению богатых (но аскетичных по своему образу жизни) староверческих общин. Они владели богатством, но это богатство не владело ими. Они пользовались богатством, но не прикипали к нему.

Аскетическая культура - это не система запретов, как почему-то многие думают.
Аскетическая культура - это то, что в наше время можно было бы назвать психотерапия неврозов, т.е. умение радоваться тому, что есть, непосредственно здесь и сейчас.
Аскетическая культура - это радость собственного существования, умение быть довольным, тем, что есть.
Место запретов в аскетической культуре можно сравнить с той ролью, которую играют в рождении ребенка правила безопасности, которым следует беременная женщина.

Да, женщина, которая носит под своим сердцем ребенка, старается не делать некоторых вещей, например: она воздерживается от употребления алкоголя, возможно, она бросит курить, не станет поднимать тяжестей и т.п. Эти запреты - не являются какими-то внешними, они отражают естественные внутренние пожелания женщины родить здорового, крепкого малыша. Эти запреты рождаются как бы сами собой от бережного отношения к будущему собственных детей, от предвкушения радости от общения с ними.

Но если некая девушка решит, что эти запреты и есть сам путь к рождению ребенка, то ее ждет разочарование. Если она не будет ни пить, ни курить, ни поднимать тяжести - это не значит, что в силу исполнения этих запретов и воздержания она через девять месяцев родит ребенка.
Само воздержание от водки ребенка ей не даст. Нужен супруг.

Так и в аскетической культуре - запреты происходят сами собой, естественно, без насилия. Они вторичны. Первична радость, которую в аскетической русской культуре называют словом «благодать».
Почему я так долго об этом говорю.
Потому что в своем курсе «Похудение» я как раз и предлагаю двигаться этим путем.
Не ограничивать питание, а сделать так, чтобы это ограничение возникло само, естественно.
Не ставить запреты на продукты, а сделать так, чтобы выбор полезных продуктов произошел сам собой.
Не насиловать свою природу жесткими диетами, а сделать так, чтобы похудение протекало мягко, комфортно и радостно. Чтобы оно происходило само по себе.

Т.е. основная задача моего курса - обучение некоторым правилам, свойственным традиционной аскетической русской культуре.
Ей Богу, мы очень многое потеряли, перестав придерживаться своих традиций.

Я, когда еще был подростком, заметил, что светофоры на улицах моего города появляются только на тех перекрестах, где произошли крупные аварии со смертельным исходом.
Теперь я уверен, что и многовековые традиции возникли не на пустом месте, а написаны кровью и искалеченными жизнями сотен тысяч наших предков.
И если аварии на дорогах привели к «Правилам безопасности дорожного движения», то наши традиции переданы нам, как правила безопасности жизни.

Эпидемия ожирения в нашей стране - это следствие того, что мы отказались от наших традиций, от нашей аскетической культуры. Той культуры, которая умеет ничего не запрещать.
Большинство программ похудения пришли к нам из Америки - страны эмигрантов, страны, не имеющей свой культуры. Эти программы направлены только на запреты - нельзя есть сладкое, мучное, жирное, нельзя наедаться на ночь и, любой ценой, как можно больше физических тренировок.

Это принципиально ошибочный подход. Этот подход противоречит нашей традиции (а значит и многовековому опыту).
Запретный плод всегда сладок, поэтому наша основная задача для целей долгосрочного похудения - сделать так, чтобы никаких внешних запретов не было вовсе.
А если какие-то ограничения в питании и возникнут сами собой, то они будут естественными, пришедшими изнутри. Не потому что надо, а потому что хочется именно так.
Алексей Фалеев

здоровье, Америка, цивилизации, Русские, традиции, культура

Previous post Next post
Up