На выходных решил поностальгировать. Пересмотрел Матрицу, Бумер-2 и Казино. О Матрице ничего не скажу, все уже сказано, кроме разве того, что в одном из кадров проскакивают сами братья Вачовски, снявшие этот "шедевр" - они там окна моют в самом начале фильма. Между прочим, еще давным давно, сразу после Матрицы я купил себе на Амазоне их предыдущий фильм - Bound (не знаю, как его перевели на русский). Между прочим, интересный. Фильм о доверии - может ли оно родиться между двумя женщинами, которых тянет друг к другу, и может ли это доверие быть настолько крепким, чтобы пересилить страх смерти.
На этой мысли переходим к Бумеру, именно второму. Первый - это на мой скромный взгляд обычный бандитский трешак, типа Бригады. Второй интереснее. Предатель из первой части разбогател и вытаскивает за деньги своего севшего друга из тюрьмы. Но чтоб вытащить этого самого друга, менты убивают малолетку, который должен был освободиться на днях - по его паспорту друган-то и выйдет (сам друган об этом узнал лишь после того, как все случилось). А чтобы концы в воду, за друганом пускают киллера, от которого другана спасает кто? Конечно, предатель, кровью искупивший так сказать свое предательство. (Честнее было бы показать, как он предал повторно, но тогда бы и фильма не было). Счастливо вышедший и спасшийся друган ищет сестру погибшего малолетки, находит и случайно спасает ее от передряги, в которую та влипла (она оказалась тоже малолетней шантажисткой с обильными преступными связями, но с наивной детской душой). И пытается увезти ее куда подальше, типа наставить на путь истинный. Девушка принимает его за маньяка, сбегает и мстит, наняв братков, которые мочат другана и сбрасывают его в реку. Девушка получает в доказательство друганский паспорт, в котором вклеена фамилия ее брата-малолетки, ведь друган-то под его именем ходит по белу свету. И начинается обратный процесс - поиска сброшенного в реку другана. Поиски увенчиваются успехом, дальше идет отчаянная любовь бандита и малолетки, мечты о пальмах и курортах, прерываемые чередой трагических случайностей.
Фильм, кстати, снят неплохо, даже хорошо - на фоне многих других ходульных продуктов отечественного кинематографа. Но вот интересно, почему обычно хорошо удаются драматические фильмы с криминальным подтекстом (возьмите хоть Крестного отца или Однажды в Америке). Почему страдания бандитов воспринимаются публикой лучше, чем страдания обычных людей. Может, это какая-то жалость по упущенным возможностям? Детские мечты? И вот взять же этот Бумер-2 - ведь там абсолютно лубковые главные персонажи, невинное дитя, осознавший все бандит, серьезный такой брат главной героини, раскаявшийся предатель. И сюжет из той же оперы - но цепляет. Меня вот зацепило. Почему бы?
В том же криминальном ряду и Казино - но на голову выше. Фильм, кстати, снят на основе реальных событий. Для тех, кто не смотрел и не будет, или для тех, кто смотрел, но давно - напомню сюжет. Жили-были два друга с криминальным прошлым. Один - рекетир, другой - удачливый игрок. Так сложилось, что они долгое время работали вместе на мафию, второй зарабатывал им бабки своими ставками в тотализаторе, а первый был крышей, короче мочил всех, кто угрожал. И вот второго перетянули возглавить одно большое Казино в Лас-Вегасе. Второй взялся за дело честно и основательно, выгнал воров, ввел много усовершенствований, удвоил доходы. Все вроде довольны. Пока его друг-бандит не решился тоже переехать в Вегас. И не занялся там привычным делом - грабить, убивать и организовывать преступность. С одной стороны для второго это было очень удобно - ведь все темные делишки можно было проворачивать с другом. Но если посмотреть под иным углом - то такие связи директору казино ни к чему. А тут еще директор влюбился в Шарон Стоун, умную и красивую, но проститутку. И предложил ей выйти за него замуж, и даже положил на нее в банке 3 лимона баксов - вот как он ей доверял. И она вышла, и родила ему дочь, и даже пыталась его любить. Но он зажал ее в слишком жесткие рамки. Фактически лишил ее свободы и в первую очередь денежной, за каждую крупную сумму она должна была отчитываться, хотя сам он подарков ей дарил без счета. И как-то, когда она решила подарить 25 штук своему бывшему другу, он ее поймал с поличным и друга слегка поколотили. С той поры разлад в семье пошел под гору. Слезы, алкоголь, секс из мести мужу с тем, первым гангстером, другом главного героя, побег с дочерью и как финал - Стоун сбегает от мужа с тремя миллионами. На работе у героя тоже не слава богу. Герой увольняет одного из неприкосновенных - сына местного бюрократа. Эта ошибка окажется фатальной. Начнут проверять лицензии, документы, пойдут открытые обвинения, выяснится, чьи деньги были вложены на самом деле в это казино и как они отмывались. Процесс ускорится после того, как друг-гангстер наделает несколько ошибок, убив не тех людей. Мафиозные боссы чуть не сядут за решетку, а выйдя, решат наказать всех. Умрут практически все. Своей смертью только Стоун - от передоза. А главный герой лишь по счастливой предусмотрительности избежит смерти. Почему за ним не пришли и не добили - не знаю.
О чем этот фильм? Да, там есть откровенно негативные герои. Откровенно позитивных я не видел. Но все сглаживает персонаж Де Ниро. Который играет обычного человека, который волей судьбы оказался на своем месте в жизни. Он старается работать, старается любить, дружит, как умеет, вообще делает все, как умеет, но в какой-то момент совершенные им ошибки перешли из количества в качество и дали вот такой неприятный результат. Мог ли на его месте быть любой из нас - да, только скорее всего большинство кончило бы так же печально, но гораздо раньше. Иногда мне кажется, что жизнь - это такая аркада. У каждого только одна жизнь и право на некоторые ошибки. Проигрыш не только в смерти, даже не всегда в ней (иногда в ней и выигрыш), а еще и в несчастливой жизни или бесконечной судьбе жалкого подлеца. Об этом еще Лондон неплохо писал в свое время.