![](http://fotohistoriaxx.files.wordpress.com/2009/06/salgado.jpg)
Думаю, это будет интересно всем, кто фотографирует - интервью с Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) - одним из известнейших фотографов.
Информация взята из журнала "Советское фото" (журнал Союза журналистов СССР) за январь 1991 года.
Об ЭТОМ бразильском фотожурналисте больше всего говорят и пишут в последнее время. С тех пор, как в конце 70-х Себастио Сальгадо стал профессиональным фотографом, к нему обращено пристальное внимание мировой прессы.
За серии своих работ, посвященные проблемам жизни в странах третьего мира, Сальгадо удостоился почетных наград - премий Оскара Барнака, Юджина Смита, Граи-при «Уорлд-прессфото», а в 1989 году был назван лучшим фотографом года и завоевал престижный приз фонда Хассельблад. Он работает для крупнейших иллюстрированных журналов, международных рекламных агентств, своей деятельностью вызывая восхищение и уважение мировой общественности.
Его фотоочерки, посвященные голоду в Африке, обошли печать всего мира и открыли перед ним двери наиболее престижных фото-агентств - «Магнума», «Сигмы», «Гаммы». Он стал специалистом репортажа с горячих точек планеты. Фотограф-гуманист не только информирует общественность, но и призывает к действию, пробуждает чувство ответственности за всех страждущих и угнетенных. Гонорар от своей книги о голоде в Африке он передал в фонд «Медицина без границ» и группе врачей, работающих для фонда "Спасите детей!".
На этих страницах мы публикуем в сокращенном варианте интервью Себастио Сальгадо, которое он дал английскому журналу «Бритиш Джорнал оф Фотографи».
«Б. Д. Ф.»: - Давно ли вы начали работать над темой голода?
С. С: - Я езжу в Африку, начиная с 1973 года. Мой самый первый фотоочерк был посвящен голоду в Сахеле. С тех пор многое переменилось. В первый свой приезд я встретил там всего лишь несколько докторов, а также представителей благотворительных религиозных организаций. Теперь там работают сотни молодых людей - квалифицированных врачей со всех концов света.
«Б. Д. Ф.»:-Для чего вы издаете свои книги?
С. С: - Я стремлюсь в фотографиях свести воедино свои впечатления, чтобы с ними познакомились в школах, университетах, повсюду, чтобы люди постарались понять эти проблемы. Необходимо, чтобы дети узнали об этом сейчас, потому что через несколько лет эти дети вырастут, возможно, займут ответственные государственные посты и смогут принимать решения. Я не хочу шокировать своими фотографиями, я просто хочу показать страдающую часть человечества. Я не ожидаю каких-то стремительных, кардинальных перемен, но надеюсь, что мои книги смогут внести свой вклад в решение проблем. Я сам родился в развивающейся стране, жил там 25 лет и знаю, что проблемы очень глубоки.
Странам третьего мира требуется не единственная помощь продуктами, а значительные капитальные вложения, врачи, технические специалисты. Только это сможет улучшить положение. К сожалению, политика играет ведущую роль в человеческой судьбе.
Б. Д. Ф.»: - Легко ли вам было продать ваши фотографии? Какова была реакция прессы?
С. С: - Мои работы напечатали «Санди Тайме», «Санди Телеграф». Они публиковались во Франции, Англии, Германии, почти везде. Но потом пресса стала терять интерес к этой тематике, она уже перестала быть модной. А люди в Африке продолжали умирать. Возьмите, к примеру, хорошее французское издание левого толка «Либерасьон». Оно всегда давало шесть-восемь полос для моих африканских серий. Это очень много. А через некоторое время я сделал фотоэссе о Чаде, и они его не стали печатать. Такое наблюдается сейчас везде.
«Б. Д. Ф.»: - С вашей точки зрения, это типично для работы прессы?
С. С: - В 1980 году я снял очерк о голоде в Бразилии. Никто тогда не взялся его напечатать. Но в 1983 году внешний долг Бразилии составил 100 млрд. долларов, это уже затрагивало интересы многих. Все вдруг стали печатать мои работы. «Штерн» предоставил мне 10 страниц только потому, что тема была в моде.
«Б. Д. Ф.»: - Насколько важна роль средств массовой информации в освещении проблем, существующих в странах третьего мира?
С. С: - Я считаю, что работа прессы играет очень важную роль, если не самую важную. Как я уже говорил, благодаря средствам
массовой информации мир узнал о страданиях людей в Африке. Единственный недостаток прессы - это то, что она сама решает, о
чем информировать, а о чем - нет. Сейчас полагают, что люди уже достаточно начитались и насмотрелись про голод в Африке,
поэтому теперь пишут о чем-то другом.
«Б. Д, Ф-»: - Как вы считаете, всегда ли пресса справляется со своей задачей?
С. С: - Что ж, давайте посмотрим, как работает пресса. Например, репортеры приезжают в лагерь беженцев или голодающих с
уже конкретной, сформировавшейся идеей. Они не изучают тему глубоко - работают 2-3 часа и потом уезжают: они сделали свое
дело. Я думаю, что к этой работе нужно относиться гораздо серьезнее, посвятить этому время, делать свое дело с сердцем, чувством, пытаясь понять, что происходит.
«Б. Д. Ф.»: - Вы специализируетесь по третьему миру?
С. С: - Нет, но я занимаюсь социальной фотографией, снимаю то, что вызывает человеческий интерес. Я, например, не снимаю
спорт или моду. Не потому, что мне это не нравится, а потому, что я не знаю, как это делать. Я сам родился в одной из стран
третьего мира и меня очень тревожат и волнуют социальные проблемы, которые там существуют.
«Б. Д. Ф.»: - Как вы стали фотографом?
С. С: - Я уехал из Бразилии в 1969 году. В Бразилии тогда был диктаторский режим, а я был связан со студенческим движением.
Приехав во Францию, защитил диссертацию по экономике, два года работал по специальности, а потом неожиданно для себя начал снимать. Мой самый первый фотоочерк был посвящен Африке.
«Б. Д. Ф.»: - А почему вы все-таки занялись фотографией?
С. С: - Я сам этого не знаю. Как только я сделал первую фотографию, я бесповоротно решил стать фотографом. Мне это настолько понравилось, что стало жизненно необходимым. Расстаться с профессией экономиста было очень просто. Мои африканские
фотографии были впервые опубликованы в 1977-1978 годах, затем в Париже прошла выставка, далее ее демонстрировали в Англии. В 1978 году решил вернуться в Латинскую Америку и сделать там несколько репортажей. В то время я был сотрудником «Гаммы» и к тому же делал некоторые заказы для европейских журналов. Таким образом, скопив кое-какие деньги, мог ехать работать в Латинскую Америку на полгода, может быть, на год. Так продолжалось семь лет. Но в 1982 году стало полегче- я получил большую премию в 15 тысяч долларов и еще деньги от французского правительства. Это помогло мне закончить книгу в 1984 году.
«Б. Д. Ф.»; - Каков был ваш подход, когда вы готовили книгу?
С. С: - Так как в то время мне было запрещено возвращаться на родину, я работал в странах, близких к Бразилии,- в Перу, Боливии, Эквадоре. В основном я снимал крестьянское население и убедился, что во всех этих странах существуют такие же проблемы, что и в Бразилии. Когда в Бразилии прошла политическая амнистия, я впервые через 11 лет приехал к себе на родину. После нескольких поездок понял, что всегда буду туда возвращаться. Дело в том, что такого рода фотография стала моим
образом жизни, мне уже не остановиться. Еду туда и делаю эту работу, потому что это - моя жизнь.
«Б. Д. Ф.»: - Хотели бы вы опять жить в Бразилии?
С. С: - Да, надеюсь, что я буду там жить. Не потому, что мне здесь не нравится. Я люблю Европу, но дело в том, что нельзя быть иностранцем всю жизнь. Нужно жить в своей собственной стране. У меня есть такое чувство, что в Европе я потерял какую-то часть своей жизни. Когда-нибудь я вернусь на родину.
«Б. Д. Ф.»: - Какова ваша профессиональная производительность? Сколько очерков вы делаете в год?
С. С: - Зависит от многих факторов. Иногда один, иногда несколько.
«Б. Д. Ф.»: - Как вы работаете?
С. С: - Обычно у меня в голове складывается определенный план, какие-то идеи, и я предлагаю их различным журналам. Если
мои идеи принимают, я отправляюсь на место съемки, а они посылают своего журналиста.
«Б. Д. Ф.»: - В подобных случаях вы сами финансируете ваши проекты?
С. С: - Да, но у нас в «Магнуме» есть своя система- вроде кооператива. «Магнум» не похож на другие агентства. Там можно
взять денежную ссуду и выплатить ее после того, как вы продадите свои работы. Это хорошая система, она заставляет вас работать интенсивнее. В «Магнуме» также есть галерея, где мы можем выставлять свои работы, если их не публикуют. Галерея отлично
ведет дела. Мы меняем экспозицию каждые 6-8 недель.
«Б. Д. Ф.: - Возвращаясь снова к вашей африканской теме - какова была ваша реакция на эту человеческую трагедию?
С. С: - Когда я вернулся после моей первой поездки, просто не мог смотреть на контактные отпечатки - так это было тяжело. Снимать легче, потому что, несмотря на страдания, перед вашими глазами идет жизнь, и вы проникаетесь невероятной силой духа людей, которые хотят выжить. Мое пребывание в Африке было самой лучшей школой за всю мою жизнь - лучше любого университета, лучше любого творческого проекта, за который я брался, даже лучше моей многолетней работы в «Гамме», которая, конечно, является высшей школой фотожурналистики. Эти 14 месяцев в Африке были для меня чем-то большим, чем моя семилетняя работа в «Магнуме».