Originally posted by
aillarionov at
«Заявление Вощанова» Е.Гайдар отвечает на вопросы О.Мороза: О.М.: То есть, никаких вариантов уже не было?
Е.Г.: Да. Возможен был кровавый сценарий. Российское руководство могло начать делать то, что предложил Вощанов, пресс-секретарь Ельцина.
(В скобках напомню, что сразу после путча, 26 августа 1991 года, пресс-секретарь Ельцина Павел Вощанов сделал заявление: в случае, если республики прекратят союзнические отношения с Россией, она "оставляет за собой право поставить вопрос о пересмотре границ; сказанное относится ко всем сопредельным республикам, за исключением трех прибалтийских..." Вощанов пояснил, что это заявление касается главным образом Крыма, Донбасса и Северного Казахстана, в которых живет значительное число россиян. - О.М.)
О.М.: Он же не от себя это предложил.
Е.Г.: Я не думаю, что от Ельцина.
О.М.: Ну, как так − пресс-секретарь предлагает от своего имени такие серьезные вещи…
Е.Г.: Ну, это же все-таки революционная ситуация. Она необычная. Там нормальные бюрократические законы не действуют. Я очень сильно сомневаюсь, что он согласовывал это с Борисом Николаевичем.
О.М.: В таком случае Борис Николаевич должен бы сразу же опровергнуть заявление Вощанова, дезавуировать и выгнать его с работы.
Е.Г.: Ну, в общем-то, он его и дезавуировал. И очень быстро выгнал с работы…
О.М.: Все-таки у меня было ощущение, что через Вощанова был просто вброшен пробный шар. Такое ведь часто бывает: вбрасывают что-то через пресс-секретаря, референта, помощника…
Е.Г.: Это же было через семь дней после фактического краха Союза. Был полный бардак в стране.
Заявление П.Вощанова 26 августа 1991 г.: Пресс-секретарь Президента официально заявляет
"В последние дни в ряде союзных республик провозглашена государственная независимость, заявлено о выходе из Союза ССР. Возможны и другие решения, существенно меняющие баланс отношений в рамках единой Федерации. В связи с этим уполномочен Президентом РСФСР сделать следующее заявление. Российская Федерация не ставит под сомнение конституционное право каждого государства и народа на самоопределение. Однако существует проблема границ, неурегулированность которой возможна и допустима только при наличии закрепленных соответствующим договором союзнических отношений. В случае их прекращения РСФСР оставляет за собой право поставить вопрос о пересмотре границ. Сказанное относится ко всем сопредельным республикам, за исключением трех прибалтийских (Латвийской, Литовской, Эстонской), государственная независимость которых уже признана Россией, чем подтверждена решенность территориальной проблемы в двусторонних отношениях".
П.ВОЩАНОВ
("Российская газета", 1991, 27 августа)
Из биографической справки П.Вощанова: С июля 1991 г. по февраль 1993 г. Вощанов был назначен на должность пресс-секретаря первого президента РФ Б. Ельцина. Во время августовских событий 1991 г. он вел все пресс-конференции Б. Ельцина. Одновременно Вощанов занимает должность руководителя Российского информационного агентства. В феврале 1993 г. указом президента, без уведомления, он был смещен с этого поста. Такой поворот событий в своей карьере для П. Вощанова стал поводом для своей отставки с должности пресс-секретаря (его преемником стал журналист Вячеслав Костиков)...
После того как Б.Ельцин 12 июня 1991 года был избран первым президентом Российской Федерации, Вощанова приглашают работать в новую команду президента. В июле 1991 г. он назначен на пост пресс-секретаря. Во время августовского путча 1991 г. П.Вощанов ведет пресс-конференции президента. В феврале 1992 года, вылетая из Парижа, П.Вощанов узнает, что указом президента он смещен с должности руководителя Российского информационного агентства, председателем которого он тогда являлся. На его место был назначен человек, который до этого времени проработал 15 лет директором стеклотарного завода.
П.Вощанов: «Окончательный разрыв случился, когда мы возвращались из Парижа, и вдруг в самолете я узнаю, что президент подписал указ о назначении нового руководителя Российского информационного агентства. Я тогда был председателем правления этого агентства, и никто не удосужился мне о новом назначении сказать. Самое же поразительное было в том, что президент подписал распоряжение о назначении на эту должность человека, ничего не понимающего в журналистике и проработавшего 15 лет директором стеклотарного завода. Тогда я попробовал было возразить, но мне было достаточно грубо сказано: иди и делай, что тебе царь велел: И вот тут я понял окончательно, что никакой я не соратник, а просто слуга у такого вот хозяина. Слугой я быть не хотел и ушел.
Поэтому, когда я услышал „Иди и делай то, что тебе царь велел!“, я приехал домой, собрал чемоданчик и в этот же день улетел из страны. „Царь“, разумеется, велел не это. Сначала я улетел в Стамбул. Там меня ждал самолет президента Болгарии Желе Желева. Мы были хорошо знакомы. На следующий день я был уже в Софии, а к вечеру - в Париже. И полтора года я не мог вернуться в Россию, потому что шел своеобразный торг - буду я публиковать какие-либо воспоминания? Тогда мне нет места в России. Не буду - значит, могу вернуться. Звонков было много - мне предлагали разные должности. Очень хорошие. Но я понимал, что, если я эти предложения приму, все равно долго не проработаю. У моих оппонентов за Кремлевской стеной появятся аргументы, что „никто его не прогонял и никакого конфликта не было - он просто непрофессиональный человек, завалил всю работу, мы ему предложили хорошую должность, он и здесь все завалил! О каком политическом несогласии может идти речь?!“. В последний раз, когда мне позвонили, я сказал, что не буду ничего публиковать. И они дали отмашку: тогда можешь возвращаться».
П.С. от 10 апреля 2011 г.
В разговоре, состоявшемся после размещения этого постинга, Павел Вощанов подтвердил обоснованность сомнений хозяина этого блога в аккуратности описания событий конца августа 1991 г., данного Е.Гайдаром.
П.Вощанов подтвердил, что:
1. Смысл и суть заявления, текст которого приведен выше, и под которым стоит подпись "П.Вощанов", были согласованы П.Вощановым непосредственно с Б.Ельциным.
2. Перед отъездом Б.Ельцина в отпуск в Юрмалу П.Вощанов задал Б.Ельцину прямой вопрос, согласен ли он, Б.Ельцин, на обнародование этого заявления. Б.Ельцин дал прямой ответ: "Да".
3. Публикация заявления от имени Б.Ельцина за подписью П.Вощанова сопровождалась брифингом П.Вощанова для журналистов, во время которого на вопрос, может ли он назвать страны, к каким относится указанное заявление, П.Вощанов назвал две республики: Украину и Казахстан. Эти комментарии П.Вощанова вызвали болезненную реакцию в Киеве и Алма-Ате.
4. Вскоре Б.Ельцин из Юрмалы позвонил П.Вощанову и высказал свое неудовольствие. На вопрос, что именно вызвало его неудовольствие, Б.Ельцин пояснил, что с текстом самого заявления он согласен, но считает, что упоминание П.Вощановым названий республик, к которым могут быть применены меры, упомянутые в заявлении, было излишним.
5. Данная история не повлияла на характер сотрудничества Б.Ельцина с П.Вощановым, которое продолжалось без каких-либо значимых проблем в течение еще шести месяцев - вплоть до февраля 1992 г.
6. В феврале 1992 г. во время возвращения из Парижа между Б.Ельциным и П.Вощановым состоялся «тяжелый разговор», по результатам которого П.Вощанов по собственной инициативе прекратил исполнение обязанностей пресс-секретаря Б.Ельцина и покинул Россию. Вплоть до конца 1992 г. (по другим данным - до февраля 1993 г.) между Администрацией президента РФ и П.Вощановым продолжались переговоры об условиях возвращения последнего к исполнению им обязанностей пресс-секретаря Б.Ельцина. В конце 1992 г. (по другим данным - в феврале 1993 г.) эти переговоры были завершены без достижения согласия сторон, в результате чего был обнародован Указ об освобождении П.Вощанова от обязанностей пресс-секретаря президента.
7. Иными словами, заявления Е.Гайдара, сделанные в интервью О.Морозу:
- о том, что П.Вощанов не согласовывал «заявление П.Вощанова» с Б.Ельциным,
- о том, что Б.Ельцин дезавуировал «заявление П.Вощанова»,
- о том, что Б.Ельцин «выгнал П.Вощанова с работы», тем более «быстро»,
не соответствуют действительности.
8. Кроме того, на момент обнародования "заявления Вощанова" 26 августа 1991 г. Союз ССР продолжал существовать. Независимость Эстонии, Латвии и Литвы была принана 6 сентября 1991 г., сам Союз ССР прекратил свое существование 26 декабря 1991 г.