Джереми Кларксон. Спитфайр.

Oct 22, 2013 10:03

Не так много осталось не переведенных глав. Сегодня Джереми рассказывает о самолете Спитфайр, который является для англичан тем, чем для нас является т-34 - символом победы и инженерного духа страны.



Spitfire

В 1940 году для немцев все шло чётко. Они прокатились по Польше и Франции, Бельгии, Голландии, Люксембургу, Норвегии, Дании и Чехословакии без каких-либо проблем и почти убедили себя в том, что и Британия будет легкой прогулкой. Смести нас на раз два три, и двинуться на Москву. К несчастью, тем не менее, их планы были испорчены одной штукой.

C тех пор, как закончилась вторая мировая война, и мы её выиграли, кстати, - ученые мужи стоят в очереди, чтобы рассказать нам, какое, по их мнению, оружие было самым важным в арсенале и принесло нам победу. Паттон сказал, что это был Джип Виллис. Многие ученые обращают внимание на изобретение радара. Публика Великобритании любит нахваливать пьяного убийцу курдов Уинстона Черчилля. Моё мнение? Я думаю, что этим оружием был Спитфайр.



Аааах, несётся из расположения любителей авиации. Невозможно выделить один истребитель того периода как лучший, говорят они. P-51 Мустанг , например, имел большую дальность полёта, чем Спитфайр, а в 1942 году гордость Королевских ВВС явно уступал в классе и вооружении немецкому Focke-Wulf 190.

Есть ещё и те, кто утверждает, что, вообще-то, Харрикейнов было больше, чем Спитфайров в войне, и именно этот самолет выиграл Битву за Британию, что означало возможность использовать наш маленький островок в качестве плацдарма для американцев в 1944 году. Да, говорят они, Харрикейн был единственным настоящим чемпионом, величайший из великих, палец, заткнувший дырку в дамбе удержавшей угрозу Нацизма. Чепуха. Единственная причина, по которой мы можем всё это обсуждать в книгах и интернете - это Спитфайр Реджинальда Митчелла.

Редж работал в компании Supermarine, которая перед войной делала все виды неуклюжих летающих машин, например Wаlrus (морж). Однако компания также активно участвовала в легендарном Кубке Шнайдера - основанной в 1923 году международной гонке для гидросамолетов.

Простая, но эффектная концепция устроителя - француза Жака Шнайдера гласила, что если одна страна выиграет соревнование три раза подряд - кубок остается в этой стране навсегда. Ну, Supermarine и выиграл его для Британии в 1927 году, затем в 1928 и ещё раз перед 250.000 зрителей в 1929.

Побеждая, компания приобрела бесценный опыт в области аэродинамики, а Роллс-ройс, делавший двигатели, изучил всё о нагнетателях и мощности. Так что в тот момент, когда правительство наконец-то поняло, что Германия представляет собой реальную угрозу, и решило дать ВВС немного новых истребителей на замену устаревшим бипланам, Supermarine находились  в идеальных условиях для помощи в этом вопросе.

Компания была основана настоящим британским героем, Ноэлем Пембертон-Биллингом. Он был яхтсменом и автогонщиком, а в 1913 году решил, что должен научиться летать. Но это было слишком просто для него и Ноэль поспорил с другом на 500 фунтов, что получит авиаторскую лицензию не за день, а ещё до завтрака и сделал это.

Шеф дизайнер Реджинальд Митчелл пришёл к этому человеку с двумя именами Shrew или Shrike. Эти два имени были рассмотрены, прежде чем все согласились, что лучше новому самолёту называться Спитфайр.

Хотелось бы мне сказать, что форму самолёта он увидел в изгибах песка, прогуливаясь по пляжу, и так родился величайший истребитель в истории, но на самом деле, это была самая сложная и трудная работа в истории авиации.

Общеизвестно, что первый пилот после первого полёта на прототипе вылез и сказал - «я не хочу, чтобы вы что-то меняли». История учит нас, что это значило, что он был абсолютно доволен самолётом, но это не так. Он хотел донести до наземной команды, чтобы они ничего не трогали, и он мог бы провести ещё один полет позже в тех же условиях. Вообще-то самолет был не особенно хорош.

Половина проблемы была в том, что, несмотря на уроки, извлеченные из гонок гидросамолётов и удивительный 27-литровый двигатель Мерлин, самолет не был достаточно быстр.

После длительного процесса доделок и настроек они смогли поднять скорость до 335 миль в час, но это всего на 5 миль быстрее, чем гораздо более простой и дешевый Харрикейн от Hawker. Так что, будучи британцами, инженеры пошли со своими трубками в садовый сарайчик и там догадались, что все проблемы создаёт пропеллер. Они заменили винт и ОГО! - скорость увеличилась до 348 миль в час.

Великолепно! Но свеженайденная скорость, скорее всего, будет потеряна при производстве Спитфайра, так как он будет собран не гладкими заклепками, а более дешевыми куполообразными. Чтобы выяснить, какой эффект это даст, инженеры приклеили горох к крыльям и фюзеляжу. Это самый британский пример изобретательности, какой я знаю.

Выяснилось, что с горохом, закрепленным в разных местах, скорость упала на ошеломляющие и полностью неприемлемые 22 мили в час, но также появились доказательства того, что если расположить горох в линию, то он никак не влияет на аэродинамику и драгоценную скорость.

Появились хорошие новости и от Роллс-ройс, где усердно трудились над двигателем. Они обнаружили, что если направить выхлопные трубы назад, то можно использовать выхлопные газы для создания 70 фунтов дополнительной тяги. Скорость увеличилась опять, до 380 миль в час.

Но по мере увеличения производительности появлялись новые проблемы, главной из которых стала смерть создателя Спитфайра, Митчелла от рака в возрасте 42 лет.

Он оставил коллег с вдохновляющим дизайном, пронизанным трудностями. Например, направленные назад выхлопные трубы светились красным с языками синего огня, вырывавшегося из них, и летчик после заката солнца не видел ни черта вокруг.

Затем были проблемы с запуском Мерлина, потреблением масла, проблемы при посадке и «Костяшки Спитфайра», которые получались, когда пилот выталкивал тележку шасси вниз рукой. Хуже всего была хроническая нехватка места для головы, ранние Спитфайры выпускались с плоским фонарем остекления кабины, лишь позже стали выпускать самолет с выпуклой пузырем частью кабины.

Появились проблемы с высотой. Прототип достиг высоты 37.000 футов, той высоты, на которой вы сегодня летите на Барбадос, отлично, но у него замерзли пушки. Жмешь на курок, и ничего не происходит. Хуже всего то, что когда вы будете снижаться, они будут оттаивать и при посадке даже самый мягкий толчок вызовет выстрел - это беспокоило наземные службы.Месяцы были потрачены на то, чтобы передать тепло от двигателей в крылья и не дать Браунингам заедать.

А потом появились сложности с тем, чтобы непосредственно произвести Спитфайр. В отличие от Харрикейна, это был монокок с работающей обшивкой, и это требовало специальной технологии производства. Осложнялось всё тем, что самолёт не мог производиться только в одном месте, вдруг завод будет разбомблен? - правительство обратилось к лорду Наффилду, автомобильному боссу, спросив доступен ли его завод Castle Bromwich. Он согласился, но, несмотря на неизбежность войны, рабочая сила не поддержала его решение, и ответила единственным возможным для Брумми (прозвище Бирмингемских пролетариев) способом - серией трудовых споров.

Наконец правительство настолько устало от проблем в Бирмингеме, что взяло контроль над фабрикой от удивленного Наффилда, и передало его новым владельцам Supermarine - компании Vickers. Спитфайр снова вернулся в дело и обходился налогоплательщикам в скромные £12,478. Была ли когда-либо где-либо более выгодная сделка?

Список стран вставших в очередь, чтобы купить этот прекрасный новый самолет был удивительным. ВВС всего мира хотели его заполучить. Даже нахальные японцы прислали заявку на один Спитфайр. Интересно, что они собирались с ним делать? По факту только один самолёт был экспортирован до начала войны - во Францию.

Создать Спитфайр было трудно, но готовый продукт был явно лучше, чем всё, что Наци послали в нашу сторону. Из главного - Спит мог подниматься, поворачивать и летать быстрее, чем Мессершмитт. Более важное - когда Ме109 достигал своего потолка, у Спитфайра было ещё 3000 футов в рукаве, а высота в воздушном бою - это всё.

Хотя у Ме109 был впрыск топлива, что позволяло двигателю работать при отрицательных перегрузках, а у Спитфайера - карбюратор, перестававший в таких условиях давать двигателю топливо.

Грустно, что первые два самолёта, сбитые Спитфайрами во Второй мировой были наши Харрикейны.

Мало по малу командование истребительной авиации наладилось, радарные станции вышли на поток и подготовка к Битве за Британию завершалась. Было соглашение, о том, что Харрикейны должны нападать на бомбардировщики, оставляя Мессершмитты истребительного эскорта Спитфайрам. Но почитав несколько воспоминаний о том, что такое быть в настоящем воздушном бою, я знаю, что это было бессмысленной договоренностью.

Вы ныряете вниз на немецкое построение, выбираете цель, даёте по ней очень короткую очередь, а затем находите себя в милях от сражения, вертящимся чтобы убедиться, что никого нет на хвосте. Внезапно вы встречаете случайный самолет и нападаете на него, но более вероятно, что вы полностью теряете сражение из виду. А затем у вас кончается топливо.

Идея о том, что вы можете пикировать на стаю врагов и беспокоиться о том, какой вид самолёта сбивать - просто глупость. Я не могу сделать этого, даже охотясь на фазанов в приятный день. Нам постоянно говорят сбивать только петухов, но я считаю, что это невозможно и регулярно попадаю в кур, а также в сов, канюков и певчих птиц в ассортименте. И всё это я делаю стоя на месте. Мысль о том, что можно определить пол птицы, летая вокруг поля на бешеной скорости просто смешна.

Что ещё смешнее - так это идея что «наши молодые люди будут сбивать их молодых людей с коэффициентом 1 к 4». На второй неделе Битвы за Британию мы имели больше Спитфайров и Харрикейнов, чем на старте войны. Между июлем и октябрем 1940 года 747 Спитфайров было доставлено, 361 уничтожен, 352 повреждены.

Хотя имелся некоторый недостаток хороших пилотов, но учитывая большое количество поляков и канадцев, стекавшихся в Британию в то время, проблема не стояла слишком остро.

Итак, 15 сентября Германия запустила свою самую мощную воздушную атаку. 200 бомбардировщиков были отправлены на Лондон. Несмотря на свой могучий эскорт из истребителей, 52 из них не вернулись домой. А сколько мы потеряли Спитфайров? Семь. В ту ночь Гитлер отложил свои планы вторжения в Британию на неопределенный срок.

Год спустя Люфтваффе получили первую партию Focke-Wulf 190, самолётов, которые были лучше Спитфайра во всех аспектах. Если бы германцы были укомплектованы такими аппаратами на момент начала войны, мы бы проиграли, вот так вот. Focke-Wulf 190 был так хорош, что Черчилль немедленно приостановил все истребительные операции над северной Европой.

Нацистское преимущество было недолгим, потому что в 1943 был представлен Спитфайр Mark IX. Он имел 37-литровый, 2.050 л.с. двигатель с двух ступенчатым компрессором, пяти-лопастным пропеллером, двумя пушками и 4 пулеметами. Он мог пролететь 850 миль на скорости 450 миль в час. Более пяти тысяч MARK IX было изготовлено и немецкий FW190 внезапно превратился в телегу на лошадиной тяге.

И в этом была красота оригинального дизайна Митчелла. Было ощущение, что он представлял себе, как первая инкарнация будет улучшена снова и снова, так и случилось. Их использовали на авианосцах, в разоруженном виде для воздушной разведки, превращали в штурмовики для наземных атак. Один Спитфайр даже развил скорость в 680 миль в час. Они стали швейцарским армейским ножом для Королевских ВВС.

Последний раз Спитфайр использовался в военных операциях в 1963. Появились сложности в Индонезии, где местные всё ещё использовали старые пропеллерные Мустанги. Чтобы посмотреть, как они смогут бороться против современных реактивных истребителей, королевские ВВС устроили дуэль между новейшим Лайтнингом и стариком Спитфайром.

Не считая того, что команда Лайтнинга всегда могла дать газу и улететь к черту из боя, выяснилось, что в поворотном воздушном бою Спит мог засадить несколько очередей в своего мучителя. Так что Спитфайр не просто хороший самолет, он задумывался как великий самолёт к встрече с Нацистами в 1940, а после этого становился всё лучше и лучше.

И всё же люди с большим количеством свободного времени высчитали, что статистически он не был лучше, чем Харрикейн в бою. У обоих были одинаковые шансы на победу.

Быть может, Харрикейн тоже был отличным самолётом. С точки зрения пилота им было легче управлять, и он был лучшей платформой для оружия. С точки зрения правительства самолёт был дешевле, чем Спитфайр за 6.000 фунтов и проще в ремонте. Но с точки зрения людей на земле, бедных душ, находящихся в конце пути германской бомбы, всё-таки Спитфайр выиграл бой за их сердца

Технически говоря, Харрикейны могли выиграть Битву за Британию и сами. Но кто бы поддерживал дух людей, кружась над их головами в ожидании всего что может прислать Третий Рейх на их головы? Это работа Спитфайра - символа Британского блеска, символа надежды.

Факты просты. Спитфайр хорошо выглядит. Он столь же лихой, как и парни, летавшие на нем, а в полете - грациознее любой птицы. Он летел столь легко, как будто по ветру, и казалось, что его двигатель Мерлин нужен только для создания подходящего саундтрэка. У вас есть Мистер Черчилль на радио, объясняющий, что мы никогда не сдадимся, а над вами - Спитфайр, и вы не можете перестать думать: «Да, мы выиграем»

Возможно, только возможно, Спитфайр - величайшая машина, из когда либо созданных.

i know you got soul, clarcson, clarkson, uk, перевод, самолеты

Previous post Next post
Up