Ларс фон триер и Тарковский

Dec 27, 2010 00:46

Конкурсная программа 62-го Каннского кинофестиваля оказалась на редкость в духе мрачных времен - судя по числу фильмов с таким колличеством крови и жесткой эротики на гране порно весь мир охвачен пессимизмом, депрессией, страхом и насилием. Одни названия фильмов кое-чего стоили - "Расчлененка" ("Резня") филиппинца Бриллианте Мендоза, "Месть" китайца Джонни То, "Бесславные ублюдки" Квентина Тарантино.
Впрочем, возможно, исскуство более тонко ощущает настроение времени и, как горьковский "буревестник" пытается, следуя невеселым предсказаниям астрологов, предупредить мир о грозящей волне насилия и бездуховности?
В любом случае, режиссеры сказали свое слово, жюри вынесло свой вердикт, а обществу остается либо забыть увиденное как страшный сон, либо переварить, не подавившись, и двигаться дальше - в "заданном" режиссерами направлении.
Кровавые "отметины"
Особенно отметилась азиатская "кровавая серия" с весьма говорящими названиями. Ужастик в духе восточного "неореализма" - филлипинская картина "Расчленёнка" ("Kinatay"), в которой коррумпированные полицейские натурально расчленяют ни в чём не повинную проститутку, не помешал режиссеру Брийанте Мендосе получить приз за режиссуру.
"Месть" китайца Джонни То - начавшись с кровавой бойни, где бандиты расстреливают целую семью, включая двух маленьких детей, кровавой бойней и заканчивается.
"Жажда" обладателя каннского приза 2004 года корейца Парк Чан-вука - фильм про жажду, прада не воды, а крови - о молодом священнике, который становится вампиром.
"Антихрист"
Азиатскому экстриму вторили французы Жак Одияр с фильмом "Пророк" и Гаспар Ноэ c картиной "Войти в пустоту".
И все же, самым скандальным фильмом конкурса, несомненно, стала картина "Антихрист", снятая режиссером Ларсом фон Триером. На этот раз датский классик привез садомазохистский хоррор в готическом стиле. Герои фильма после гибели своего трехлетнего ребенка, выпавшего из окна, бегут от депрессии в густой лес, населенный дикими животными и птицами, однако вместо утешения погружаются в сатанинский хаос собственных страхов и бездну разрушительной сексуальности.
Мало не показалось никому. Уиллем Дефо и Шарлотта Генсбур вывернули себя буквально наизнанку - похоже, режиссеру очень хотелось донести до зрителей мысль о нескончаемой гнусности человеческой, и в первую очередь женской природы. Пресса отмечала, что на пресс-показе на все это буйство мастурбаций, кастраций и других ужасов зал реагировал нервным смехом, а нескольким понадобилась медицинская помощь.
Критики, и в особенности критики-женщины, были возмущены провокативными и натуралистичными сценами сексуального насилия, "унижающими женщин". Кстати, по сообщениям СМИ, Николь Кидман отказалась от участия в этом проекте.
Ряд журналистов в ультимативной форме потребовали от фон Триера "объяснений" по поводу тех целей, которые он преследовал своей картиной. Режиссер принял вызов, заявив, что его действиями "руководил сам Бог", а сам он является "лучшим мастером кинематографа в мире". Как признался сам Ларс фон Триер, его фильм вырос из длившейся два года тяжелой личной депрессии. А в образной основе картины лежат сны режиссера, которые он видел на протяжении длительного времени, сообщает Сейчас.
Более того, Фон Триер уже назвал "Антихриста" самой главной картиной в своей творческой карьере. "Я поставил цель быть предельно честным и достиг ее", - заявил режиссер.
В результате картина получила антиприз за "мужской шовинизм" и... приз за лучшую женскую роль, который был вручен Шарлотте Генсбур.
Отметим, что финальное посвящение Тарковскому также вызвало бурное негодование. Отвечая на вопрос, почему он посвятил свою ленту российскому коллеге, фон Триер сказал: "Я пришел в кинематограф через Тарковского, именно он открыл мне дверь в кино, так как его фильм был первым, который позволил мне понять этот вид искусства. Я считаю Тарковского своим учителем".(с)
Previous post Next post
Up