(
источник)
05.07.2018
Полная статистика будет доступна после того, как публикация наберет больше 100 просмотров.
Многие не понимают, зачем нам Сирия. Но эта схема еще менее понятна.
Здесь, по состоянию на 2008 год, представлены основные исламские организации, базирующиеся на территории США. Меньше их с тех пор не стало. Скорее, наоборот. Большая часть их сторонников - не арабы вовсе. Афро-американцы. Миллионы и миллионы афро-американцев.
Но это даже не самое интересное. Вряд ли кого-то удивит, что в Америке есть «Международный институт исламской мысли» или что именно там, а не где-то еще базируется «Всемирная исламская лига». В конце концов, какая разница? Она же всемирная.
Но «Палестинский исламский джихад»? «Хамас»? «Аль Каеда» и «Братья-мусульмане»?
Зачем? Разве нет более святой для США задачи, чем безопасность Израиля? В США обитает крупный еврейский капитал. Важнейшие еврейские финансовые кланы представлены преимущественно американскими банками. Президентов США регулярно видят в кипах - к этому привыкли. И вдруг, внезапно, по тем же улицам финансовых столиц мира гуляет и палестинский джихад, лишь слегка замаскированный «исламской мыслью».
Объяснение же таково, что, наряду с еврейскими деньгами, американская политическая элита давно и вкусно вкушает также от саудовских и других исламских денег. Долг обычно платежом красен. Но не в том случае, когда кредиторы имею дело с хозяевами мира. С Клинтонами или Бушами.
Чтобы эти долги, взятые у евреев или арабов, не зашкаливали - а британский экономист Д. Гребер утверждал, что американская элита потратила на личное потребление большую часть денег иностранного происхождения, доверенных в период нефтяного бума инвестиционным фондам США - как раз и нужны люди, профессионально занимающиеся джихадом. Так что ничего личного… это в прошлом.
За джихадистами в США стоят именно личные интересы американских политических магнатов. Дать им в долг легко, а получить обратно трудно. Взорвут что-нибудь, устроят переворот, интифаду, короче, голову оторвут.
Ценность джихада для его владельцев состоит также в том, что дело это всемирное, не знающее границ, что стоит оно относительно недорого, и его не нужно согласовывать с Конгрессом США. Но, будучи народным движением, джихад, в отличие от авианосного соединения, трудно управляем. В этом минус. Часть этого минуса составляет направленность афро-американского джихада на систему безопасности самих США.
Богословы - люди разные. Одних легко купить, другие не так податливы, а третьи могут даже иметь свои идеи.
Одна из идей в 2008 г. состояла в том, чтобы объединить Ливан, Сирию и Ирак в потенциально наиболее могущественное государство Ближнего Востока. Нефть, море (два), отличная ирригация. Чем не рай на Земле? Кстати, по мнению историков, библейский рай - это в тех краях.
Эта идея, которую стал продвигать один сирийский офтальмолог при поддержке Ирана, пересеклась с американским джихадом. И когда в соответствующие структуры пошли иранские деньги, контролировать нелегальную полицию стало значительно труднее.
Американцы ответили тем, что развязали в своем Ираке гражданскую войну против иранского влияния, войну, которая по их приказу охватила и Сирию.
Трудно сказать, что было большей ошибкой: содержать бандитов в качестве полиции, или натравить их на настоящую полицию. Иранцы исторически выполняли на Ближнем Востоке полицейские функции, начиная, по меньшей мере, с VIII века до нашей эры. И уж, конечно, на этом фоне американцам не стоило ссориться с Россией.
В итоге битва проиграна: основные силы джихадистов уничтожены в Сирии, в Ираке проиранское правительство борется с проиранской оппозицией за право считаться лучшими слугами Ирана, структуры исламского джихада в США попали под контроль иранцев и пакистанцев, а Россия обучила и вооружила лучшую армию в регионе, включая особый исламский корпус, подчиненный непосредственно Москве. С точки зрения безопасности США у себя дома, а равно их интересов на Ближнем Востоке, это близко к тому, что мы называем именем пушного полярного зверька.
Наряду с торговым конфликтом с Европой, необходимостью сокращения американских вооруженных сил по всему миру и привлечением денег в США, Трампу приходится решать и эту проблему, тесно связанную с первыми тремя.
Например, залить Европу американской нефтью не получится без согласия Саудовской Аравии. А последняя, продолжая бояться исламского джихада, теперь боится - и не без оснований - что приказы этому джихаду будут отдавать не американские офицеры, а иранские. Следовательно, саудитам в вопросе о ценах важно не обидеть Москву.
Показательный эпизод произошел в конце июня.
Трамп через Твиттер отдал приказ: «Монополия ОПЕК должна помнить, что цены на бензин растут, и они мало что с этим делают. Во всяком случае, они продолжают повышать цены, тогда как Соединенные Штаты защищают многих из них за очень небольшие деньги. Снижайте цены сейчас».
Саудиты увеличили добычу нефти, но, по согласованию с Москвой и вполовину меньше, чем хотел Трамп. Появилась система двойного ключа. Теперь уже недостаточно требований из Вашингтона.
Другой, даже более важный эпизод. Трамп одно время из кожи лез, чтобы показать, что американские военные в Сирии что-то значат, пытался удивить ежа. Но вопросы безопасности Израиля (которые фактически являются частью вопросов внутренней безопасности США) были согласованы не в Вашингтоне, а в Москве на секретных переговорах с участием сирийцев, израильтян и иранцев.
В совокупности эти эпизоды означают, что единоличным хорошим полицейским США уже не являются. Более того, они не смогут защищаться внутри страны, если кому-то захочется проверить эту защиту.
Оформить новый баланс сил на Ближнем Востоке чуть более в свою пользу - важная задача российской дипломатии. Чуть более в свою пользу - это Ирак.
Никого ведь не удивляет, что Россия торгует иранской нефтью с Пакистаном и Индией. Почему бы не добавить к этому еще и иракскую нефть?
Что американцы получат взамен? Сокращение их военных обязательств, в которых они сами запутались, и то, что их не будут трогать - хотя российскую дипломатию желания США могли интересовать лишь на этапе предварительного планирования войны против интересов США, а не в конце этой войны.
Я специально не упомянул о Восточной Европе, Европе в целом, так как официальных (открытых, не секретных) подвижек на этом направлении я от первой стадии полноформатных переговоров с Трампом не жду.
Они могут последовать более или менее автоматически после договоренности по Ближнему Востоку. Эта договоренность, точнее ее публичная часть, будет представлена в выгодном для США свете.
Гарантии безопасности США со стороны исламского мира может дать только Россия - а это ключевой вопрос для США. Если дипломатам удастся представить дело именно таким образом, у России будет свобода рук в отношении самых смелых начинаний в Европе.
Сбалансированный прогноз предполагает объявление шансов. Но ответственная дипломатия так не работает. Дипломатия - часть долгосрочной политики, наносящей удар за ударом в самое уязвимое место. Таким местом задолго до этого прогноза была избрана Сирия, а я попытался представить себе и читателю объяснения, касающиеся того, почему это сделано, и чего можно ожидать для России и США, исходя из итогов сирийской войны.
Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, писатель, автор книги
«Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи
в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук. Для этого нужно присоединиться к группе.