«Глобальный щит» даёт надежную прививку от западных ценностей на всю оставшуюся жизнь

Dec 29, 2021 13:38

На днях Дмитрия Некрасова рассмешил "ультиматум" и он разродился постом о том, что белые и пушистые англосаксы никогда и мысли не имели напасть на или уничтожить СССР или Россию. Потому что потому. Потому что англосаксы = арийцы. И прочая лепота. Ну вот вам в ответку не лживая кремлёвская пропаганда, а т.с. сигналы с мест. После прочтения сжечь можете посмотреть другим взяглядом на то, что происходит в Чёрном море, на Балтике и много где ещё.

pustosviat пишет 29 декабря, 9:13 в своём посте  ГЛОБАЛЬНЫЙ ЩИТ

Навеяло нынешним обострением международной обстановки.

Сужу о современных событиях, исходя из собственного опыта. А я настолько древний, что помню еще обострения времен Холодной войны. И вижу отношение нынешних агитаторов и пропагандистов к тем обострениям и к людям, ответственным за них. И делаю соответствующие выводы.
К тому же надо учесть, что моя информированность была выше средней, поскольку я служил в радиоразведке. Наша часть отслеживала действия стратегических сил США. И получилось, что лучшим пропагандистом, неустанно работавшим против образа «самой свободной и демократической страны мира», оказался Пентагон. И, разумеется, президент США, как верховный главнокомандующий. Боевое дежурство изо дня в день настойчиво подводило к выводу: Соединенные Штаты Америки - это не просто вероятный противник, и даже не просто враг, а агрессор - наглый и беспринципный, уважающий только силу.

ЗАБЫТЫЕ УЧЕНИЯ

Из года в год в июне происходило главное событие года для радиоразведки - учения САК (стратегического авиационного командования) США «Глобальный щит». Кодовое наименование учения часто произносилось на английский манер: «Глоубл шилд» (Global shield). У нас в части энглизированный вариант связисты переняли у микрофонщиков.

Сегодня в России про «Глобальный щит» на удивление мало пишут. А ведь тема интереснейшая, при желании легко подается с налетом сенсационности. Но в русскоязычном Интернете самую общую информацию об этих учениях можно почерпнуть разве что на форумах ветеранов ОСНАЗа, вспоминающих минувшие дни, да из переведенных в электронный вид древних материалов, увидевших свет еще в советское время. И хотя после окончания Холодной войны прошло два десятилетия, о многом писано-переписано и в самом факте проведения учений никакой военной тайны нет, на тему словно наложено негласное табу.

Я полагаю, причина молчания состоит в том, что победителям (и внешним, и внутренним) в данном случае просто нечем гордиться. Ведь если говорить предельно коротко, целью проводимого ежегодно «Глобального щита» являлась отработка первого упреждающего массированного ракетно-ядерного удара по территории СССР. Первым и упреждающим (чтобы там не гласила легенда учений) он являлся хотя бы потому, что ответный и даже ответно-встречный удар по определению не мог быть настолько массированным. В стратегической авиации США для нанесения ответного удара предполагалось использовать бомбардировщики, находящиеся в воздухе на маршруте боевого патрулирования «Гигантское копье». Их готовы поддержать бомбардировщики, находящие в 5- и 15-минутной готовности к старту. Но общее число самолетов, предназначенных для атаки без подготовки относительно невелико. Остальные же просто не успеют взлететь. В «Глобальном щите», напротив, участвует практически все, что может летать, за исключением тех самых немногих бомбардировщиков, оставленных в готовности к немедленному старту на случай войны. Так что правильнее было бы назвать маневры «Глобальный меч». Слово «щит» отдавало дань тем же условностям, что и слово «оборона» в названии соответствующего ведомства.

Ход учений таков. Сначала силы САК готовятся к нападению: рассредоточиваются, переводятся на военное положение и т. п. Через несколько суток наступает кульминация: массовый старт. Взлетают стратегические бомбардировщики. Едва ли не все, что имеются в наличии.
Взлетают самолеты дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС. В ходе учений они будут следить за действиями наших сил ПВО, а во время войны, находить цели и управлять воздушным боем.
Поднимается в воздух самолет президента США. В критической ситуации президент не станет отсиживаться в бункере - слишком уязвимо. Во время обмена ядерными ударами американское руководство собирается кружить высоко над землей. А потом выбрать среди уцелевших взлетно-посадочных полос наиболее пригодное место для посадки. Планшетисты утверждают, что по нормативам президенту отводится всего 12 минут, чтобы по сигналу тревоги из Белого дома вертолетом добраться до авиабазы «Эндрюс» и стартовать. Кроме президентского самолета взлетает самолет КНШ (комитета начальников штабов). Взлетают самолеты-заправщики. Рональд Рейган, его ближайшее окружение, военачальники будут находиться в небе без посадки несколько суток кряду, их самолеты нуждаются в периодической дозаправке.

Счет находящихся в воздухе самолетов идет на сотни. Счет ядерных зарядов на их ракетах, наверное, исчисляется тысячами.

А пока Рейган на своем ВКП (воздушном командном пункте) парит над Америкой, стратегические бомбардировщики при полном вооружении летят к границам Советского Союза. И не просто летят. В ходе учений бомбардировщики производят пуски крылатых ракет. Запускают баллистические ракеты и подводные лодки - подводные ракетоносцы тоже развертываются для атаки. Стартуют баллистические ракеты наземного базирования... Без пяти минут третья мировая война.

Когда начинается «Глобальный щит» внешний наблюдатель не может с абсолютной уверенностью сказать, что произойдет в ближайшие дни, часы и даже минуты - обычные плановые учения или начало полномасштабной ядерной войны. Прикрытие для нападения просто идеальное.
Я не преувеличиваю. Так, например, учения стран НАТО «Опытный лучник 83», отрабатывающие действия по управлению войсками в ходе ядерной войны, были восприняты руководством Советского Союза, как скрытая подготовка к нападению. А ведь это были учения командные, без шоу с массовым стартом. Хотя, возможно, скрытность пугала сильнее. Но это уже вопрос оценки степени угрозы, но не ее отсутствия.

«ГЛОБАЛЬНЫЙ ЩИТ - 1986»

Для частей ОСНАЗа, как, думаю, и для сотен других частей вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора, наступают самые тревожные моменты. Приметы, предвещающие начало «Глобального щита» разнообразны. Единственный раз на моей памяти солдатам на дежурстве выдается сухой паек - чай и галеты. Пейте, ешьте, только не спите. На боевое дежурство ставят самых опытных и подготовленных солдат. На посты возвращают даже нескольких засидевшихся в части дембелей. Микрофонцам на время учений на усиление присылают двух ребят из Москвы. Парней призвали в армию из элитного вуза, чуть ли не из МГИМО. В свое время они успели пройти стажировку в Индии, отлично понимают разговорный английский, разбираются в сленге. Переговоры американцев принимают с листа. Москвичей за профессионализм уважают. Они пишут все подряд. В том числе и такие выходы в эфир, где не услышишь привычных фраз из стандартных докладов, сплошной треп на посторонние темы: о бабах, кабаках…. Видимо у штатовских летунов с дисциплиной тоже не все ладно.

Между прочим, и у наших микрофонцев тоже храниться небольшая коллекция веселых радиоперехватов. Наибольшей популярностью пользуется следующая запись. Женский голос размеренно передает что-то по буквам (бухштабирование). И вдруг внезапно вместо стандартных слов, обозначающих буквы - "альфа", "браво", "чарли" - раздается визг, переходящий в хихиканье. «Не иначе сзади кто-то зажал», - рассуждали сексуально озабоченные солдаты»...

В ожидании массового старта радисты тоже настраивают один из приемников на частоту 11243 КГц. Ее чаще всего используют летчики стратегической авиации США. Всем интересно супостата послушать.
И вот началось. Эфир лопается от команд, беспрерывно звучит иноязычная речь. Армада двинулась на нас. Б-52 прут со всех сторон: «Звонкий горн», «Ошпаренный повар», «Стеклянная стена», «Кнопочный переключатель», «Старый козел»… - я до сих пор помню дурацкие кодовые названия маршрутов, по которым к границам Советского Союза летят воздушные ракетоносцы. Доклады и команды экипажей в эфире накладываются друг на друга. Становится не по себе.

Нагнетают страх и более осведомленные микрофонщики и планшетисты: "У американских летчиков на руках боевое задание. И если они не получат команды: "Отбой!», то пересекут государственную границу, вторгнутся в воздушное пространство СССР и нанесут удары по целям». Врут, наверное.
Тем не менее дело свое трепачи сделали. Из головы не выходит мысль: «Прозвучит ли для экипажей команда: «Отбой»? Развернутся они у границы или полетят дальше?» Но уже не до эмоций. Работы по горло. «Сирень» не умолкает. Команды от наших микрофонцев посыпались одна за другой. За какой-нибудь час они сделали больше сотни перехватов. Микрофонцы других радиопеленгаторных узлов не отстают. Только успевай принимать и отправлять радиограммы. На этот раз пеленгация ведется без дураков. Наша деятельность сразу становится осмысленной: если враг отрабатывает нападение, то наша задача - узнать все детали этой подготовки. Пеленгаторщики, не имея возможности лишний раз отвлекаться на переговоры с радистами, ждут небольшой передышки и выдают накопившиеся пеленги «пачками».

Только теперь я понимаю, почему дежурство называется боевым. Горячка продолжается примерно часа два. Затем активность американцев постепенно начинает спадать, но все еще остается необычайно высокой - не отвлечешься.

Примерно через сутки после массового старта по сценарию учений производиться повторная атака. Ее цель - уничтожить уцелевшие очаги сопротивления. На этот раз к границам СССР летят уже не сотни, а десятки стратегических бомбардировщиков. Завершающая фаза учений совсем не впечатляет. Она представляет собой бледную тень «массового старта».

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

«Глобальный щит» (и не только он) дал мне надежную прививку от западных ценностей на всю оставшуюся жизнь. Достаточно один раз послушать эфир и гипертрофированное ощущение американской военной угрозы будет всегда с тобой. После дембеля я еще два года в июне спать спокойно не мог. Просыпаешься вдруг среди ночи, лежишь и вслушиваешься в дальний гул заходящего на посадку пассажирского самолета. На душе тревожно. Ни дать, ни взять, паранойя в начальной стадии. На фиг, на фиг такую демократию.

Для меня Соединенные Штаты Америки стали государством, которое регулярно устраивало генеральные репетиции уничтожения человечества, отрабатывало массированное ракетно-ядерное нападение, старавшееся делать все, чтобы упреждающий удар прошел без сучка и задоринки. Ссылки на советскую военную угрозу в данном случае не имеют под собой ни малейших оснований: характер учений говорит сам за себя. К тому же, применение первым ядерного оружия и даже угроза его применения (а «Глобальный щит» нужно рассматривать, как прямую угрозу) не имеют никаких оправданий.

Кстати, президент, при котором «Глобальный щит» был проведен в первый раз (1979 год), Джимми Картер, в конце концов стал лауреатом Нобелевской премии мира. Этот факт определяет мое отношение к нобелевскому комитету.

Дело не только в «Глобальном щите». Едва я успел освоиться на боевом посту, как 13 марта американские крейсер УРО «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» вторглись на 6 миль в территориальные воды СССР, в районе Крыма. Уже сам вход столь крупных, предназначенных скорее для океанов, боевых кораблей в крошечное Черное море не мог иметь никаких иных целей, кроме провокационных. За американскими кораблями система "Круг" специально не следила. Не наш профиль. Но поскольку перехватывались не только радиопереговоры стратегической авиации, но и самые разные источники информации, вплоть до еще не напечатанных выпусков газет, личный состав был в курсе событий.

Затем янки дважды отбомбились по Ливии (операции «Огонь в прериях» 24-25 марта и «Каньон Эльдорадо» 14-15 апреля 1986 г.). Поведение США казалось абсолютно естественным, укладывающимся в официальную трактовку - чего доброго от империалистической державы ожидать? Только вместо привычного эпитета «мировой жандарм» я бы использовал другой - мировой хулиган, цинично и демонстративно нарушающий нормы международного права.

Даже в самые спокойные недели и месяцы военная угроза ощущалась вполне осязаемо. Самолеты-разведчики буквально паслись вблизи границ нашей страны. Нарушение воздушной границы не рассматривалось как из ряда вон выходящее событие. Рутина. Скорее, напротив, было бы удивительно, если бы США вдруг ни с того ни с сего стали соблюдать нормы международно права. Провокации случались с завидной регулярностью. Причем, для провокации вторгаться в воздушное пространство СССР американцам было совсем не обязательно. Достаточно просто продемонстрировать намерение. Когда самолет-разведчик «Блэкберд» со скоростью порядка 3000 километров в час несется в направлении границы, подымать в воздух перехватчики нужно заблаговременно, когда американец находится еще за многие сотни километров от охраняемых рубежей. Добившись желаемого, потенциальный нарушитель отворачивал в сторону. А американская разведка при помощи средств слежения получает возможность изучить, как работает советское ПВО…
Радиус разворота «Черного дрозда» таков, что залететь можно было даже ненароком. Наверное, столь же вызывающе действовали самолеты люфтваффе в мае 1941-го...

Познакомившись в пересказе планшетистов и микрофонцев с тактикой потенциального противника в воздухе, подтвержденной объективными данными, я изменил мнение о мере ответственности сторон за гибель южнокорейского пассажирского «Боинга-747», сбитого советским перехватчиком в сентябре 1983 года. Умышленно или неумышленно «Боинг» нарушил воздушное пространство Советского Союза, дело десятое. Каковы бы ни были реальные причины отклонения самолета от курса, обстановка на дальневосточных рубежах сложилась настолько напряженная, что военнослужащие ПВО в первую, во вторую и в третью очередь просто обязаны были по долгу службы предположить только одно объяснение - злой умысел. Отсюда и выбор мер пресечения. А создали такую обстановку США.

Теперь, когда многое тайное стало явным, мое тогдашнее мнение только укрепилось. Чего стоит одна только бомбардировка (условная, но что с того?) советского острова Зеленый (Курильская гряда) шестью американскими штурмовиками А-7 в конце марта 1983 года. До нарушения государственной границы «Боингом-747» оставалось чуть более пяти месяцев.

Кстати, у нас имелась телефонная связь с узлом связи ПВО в Анадыре. Говорят, что ее установили после сентября 1983 года. Как только мы засекали разведчик в Беринговом море, на всякий случай звонили им: «Ребята, внимание, не проспите». Дополнительная страховка и взаимодействие родов войск в действии.

Ничего мало-мальски сопоставимого с "Глобальным щитом" советская армия и военно-морской флот не устраивали. Для меня отсутствие агрессивных и провокационных действий со стороны Советской армии считалось само собой разумеющимся, хотя бы потому, что через перехват сообщений американцев удавалось кое-что узнавать и о действиях наших стратегических сил. Нет, наши военные тоже не ангелы. Однажды два советских самолета-разведчика вторглись в воздушное пространство Канады. Не знаю, целенаправленно или непреднамеренно. В другой раз во время учений Северного флота отклонилась от курса крылатая ракета. Система самоликвидации не сработала. Ракета улетела в Финляндию и рухнула в озеро Инариньярви. Поначалу советские официальные лица ушли в глухую несознанку, но потом финские водолазы достали со дна вещдоки. Но подобные ЧП - большая редкость. Не тот уровень агрессии, что у вероятного противника. Не тот мотив.

Сейчас военные игры с атомом и без оного стремятся замазать. О «Глобальном щите» не распространяются. Западные СМИ пишут, что главным символом холодной войны стала Берлинская стена. Ерунда. Для немцев, может быть, и так. Для остального мира, мне кажется, иначе. Главный символ холодной войны - ракета с ядерной боеголовка, развернутая на стартовой позиции.

Для меня Холодная война началась с книжки о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, иллюстрированной множеством черно-белых фотографий. Книжку я прочел в десять лет. Еще она началась с сумрачных школьных плакатов, рассказывающих о поражающем действии атомного, химического и бактериологического оружия и разъясняющих действия по сигналу воздушной тревоги для гражданского населения. Холодная война также асоциируется с выкладками академика Моисеева, рисующего апокалипсические картины ядерной зимы. С южнокорейским «Боингом», сбитым над Сахалином. С Афганистаном. С бесконечными провокациями в воздухе. В этом ряду стоит и «Глобальный щит».

англосаксы, США, Большая Игра, англичанка гадит, Россия, геополитика

Previous post Next post
Up