На территории западного пригорода Абердина расположилось масштабное Постоянное Китайское кладбище, заложенное по форме террас на склонах холма. Считается одним из старейших китайских кладбищ в городе Гонконг, которое было сооружено в 1915 году. Землю под размещение кладбища (100 000 кв.м.) было предоставлено ещё в 1913 году по совместной инициативе китайских активистов. Открытие данного кладбища прославилось тем, что на нём впервые начали проводить похороны китайцев - постоянно проживающих в Гонконге. В былые времена тела умерших китайцев транспортировали обратно на материковую часть, в их родные провинции. Понятное дело, позволить себе быть похороненным на подобном кладбище могли лишь богатые граждане, так как земля в Гонконге стоила и сейчас стоит невероятно дорого.
Китайское Постоянное кладбище в Абердине было обустроено в точном соответствии с правилами фэншуя -все могилы были направлены в сторону водоема. Но в данный момент, по причине стремительного развития города Гонконга с большинства могил открывается вид непосредственно на высотные многоквартирные сооружения, возведенные вдоль побережья. Кладбище, вместе с другими тремя (в Чхюньвань - Tsuen Wan, в Чёнкуанъоу - Tseung Kwan O, в Чхайвань - Chai Wan) числится в ведении некоммерческого Союза по Постоянным Китайским Кладбищам.
Хуаншань - мемориальное кладбище на окраине города Харбина, обустроенное в 1959 году по причине переноса некоторых некрополей, разместившихся в центре города. Земли православного участка дали последнее пристанище известным писателям, художникам, архитекторам, скульпторам и религиозным служителям русского Харбина.
История кладбища
Обустройство некрополя Хуаншань началось в 1959 году по причине вывода из центральных кварталов города Старого православного кладбища и некоторых прочих некрополей. Так, на территории православного участка в Хуаншань была возведена часовня в имя святого Иоанна Предтечи, куда переведено более 1200 захоронений (а на иудейский участок переведено 735 могил евреев).
В свою очередь, русский клуб Харбина осуществляет работу по разработке электронной карты умерших (внесена информация по 580 могилам).
Также, на кладбище перенесены и 101 могила советских солдат, которые участвовали в войне с Японией 1945 года.
Гонконг - город с самой высокой плотностью населения в городской части. В центральных районах Гонконга на один квадратный километр приходиться по несколько десятков тысяч человек. Много или мало? В Москве, например, такой показатель равен лишь 5000! То есть почти в несколько раз меньше Гонконга. Впрочем, эта ситуация характерна и для всего остального Южного Китая - в одной только провинции Гуандун проживает 107 миллионов человек - почти как во всей европейской части России.
Такая сумасшедшая плотность отразилась на живых и на мёртвых. Многие видели гонгонгские квартиры-клетки для самых бедных, но и мёртвым приходится не сладко. Ниже фотки с христианского кладбища в одном из районов Гонконга. Не было у меня планов посещать кладбища, - блуждая по обычным улицам города, среди жилых домов, школ, магазинов, парковок, и таких же как праздно шатающихся людей, я случайно уткнулся в это кладбище.
Вначале, вероятно, когда место было ещё достаточно, людей хранили в могилах очень плотно друг к дружке. (Наши широкие просторы здесь конечно никому не ведомы.) Когда место закончилось, над кладбищем соорудили надстройку с ячейками, куда стали класть прах умерших христиан города. В общем получилось такое многоэтажное здание-кладбище, где хранятся останки тысяч людей.
Зороастрийское и католическое.
Небольшое кладбище парсов, последователей зороастризма. Здесь похоронены многие купцы из Бомбея и соседних районов, которые вели активную торговлю с Гонконгом. Вообще-то в зороастризме мертвых отдают на растерзание грифам: для этого тела умерших помещают в т.н. «башни молчания». Однако этот обычай парсам приходится нарушать, если они живут в стране, законодательство которой не позволяет провести традиционный обряд. Гонконг был британской колонией, а у британцев допустимы либо захоронение либо кремация.
Кладбище парсов было открыто в 1852 году. От мира живых его отделяет массивная. стена
Территория и могилы утопают в цветах. Парсы мигрировали сюда из Индии в начале колонизации Гонконга; это были умные и влиятельные бизнесмены. Когда-то из 13 членов правления HSBC трое были парсами. Кстати, компанию «Star Ferry» (да-да, тот самый паром) основал тоже парс, Дорабджи Наороджи Митхайвала. Попробуй произнеси.
На этом кладбище покоится другой известный парс, господин Хормусджи Наороджи Моди (совершенно не уверена, что правильно пишу их имена на русском). Сэр Моди был другом губернатора Гонконга Фредерика Лугарда, и когда тот решил создать университет, выделил крупную сумму. В честь сэра Моди названы Моди-роуд и Моди-сквер в Цим Ша Цуй.
А вот кладбище Св. Михаила встречается намного реже. Между тем, именно католические кладбища нередко являются достопримечательностями городов. Это из католицизма пошла традиция украшать места захоронения: устанавливать статуи или целые скульптурные группы, выполненные с невероятным изяществом. St. Michael's Cemetery не исключение: здесь и ангелы, и плакальщицы, и скульптуры Девы Марии. Другой распространенный тип надгробий - это всевозможные якоря: многие моряки Королевского флота нашли здесь последний приют. Традиционный цвет памятников - белый, но увы, на многих из них время оставило свой след.
Это кладбище примечательно также смешением христианской и китайской символики.
Кладбища очень живописны и ухоженны. Крутой каменистый склон сопки примыкает к ним почти вплотную, и поэтому недавно умершие могут наблюдать сверху за тем, что происходит на ипподроме.
Даже вдалеке от жаркого спора церквей христиане различных исповеданий хоронятся врозь. У одних кладбищенский забор окрашен белой краской, у других - синей. У последних, которые располагают участком, непосредственно граничащим с трибуной, на воротах намалевано: "Hodie mihi, cras tibi!" ("Сегодня - мне, завтра - тебе")